Вчера в Ленинском райсуде Петербурга проходило очередное судебное заседание по делу 21-летнего Дениса Левкина, который обвиняется в причинении травм сотруднику полиции во время защиты исторического памятника – пакгауза Варшавского вокзала. 4 февраля исполнится год со дня ареста «варшавского узника», как называют Дениса в Питере. Суд назначил на этот день прения сторон. Левкину грозит 10-летний тюремный срок.
Пакгауз снесли в начале прошлого года. А в ноябре он (точнее, его руины) был внесен распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта регионального значения. Сносу предшествовало длительное противостояние частной компании-застройщика и градозащитников, возражавших против сноса зданий бывшего вокзала. Один из пакгаузов оккупировали анархисты и водрузили над ним пиратский флаг. Не всем это понравилось, тем более что публика там собралась разношерстная – от юношей-студентов до великовозрастных неформалов. О некоторых из них говорили как о «провокаторах» – в частности, таким мнением еще прошлой зимой с журналистом «НГ» делились как активисты из движения «Живой город», так и представители компании по сносу, занимавшейся расчисткой соседней территории. Так, там были замечены Алексей Ярэма, о роли которого в «варшавской истории» до сих пор спорят, и Евгений Счетов, известный рядом экстремальных акций вроде захвата «Авроры». Впрочем, сколько в городе градозащитников, столько и мнений, и ссоры между ними – дело обычное. Анархистов, в частности, обвиняли в том, что они идут на конфликт, в то время как еще есть шанс на мирные переговоры.
Так или иначе, произошел штурм пакгауза полицией. В ходе его, как сообщалось, двум полицейским нанесли закрытые черепно-мозговые травмы. Денис Левкин был задержан, но вину свою не признал. Сам он, по его словам, не анархист, а в пакгауз пришел с товарищем. Потерпевшие не смогли описать внешность нападавшего (например, утверждалось, что хулиган был с оранжевым «ирокезом», а на деле волосы Дениса были выкрашены в синий цвет). По приобщенным к делу фото нельзя установить виновность Левкина. А на некоторых снимках можно видеть совсем другого человека с железным прутом в руках.
Экспертизы не добавили аргументов в пользу виновности Левкина. Анархисты делали заявление о судебном произволе, но подчеркнули, что не в их правилах кого-то «сдавать ментам», в том числе реального виновника. Заседания суда были нервными: так, на одном из них из зала выдворили мать Дениса – Ольгу Левкину. У суда ставились пикеты, а в декабре в поддержку Левкина была выставка в арт-кафе Humbold, где кроме видов города были выставлены фигурки из хлебного мякиша, слепленные арестантом в тюрьме «Кресты».
Вчера у суда опять были пикеты, а эксперты стояли на своем. Тем временем сетевая общественность, не связанная анархистской этикой, узнала в человеке с железным прутом 42-летнего Евгения Счетова. Суд по требованию прокурора вчера решил доставить его приводом 4 февраля как свидетеля. Но предстоит еще выяснить его местонахождение.
Ольга Левкина сказала «НГ» после суда: «Все говорят, что это система и все равно Дениса посадят. И он грустный, похудел… Его арест – несчастное стечение обстоятельств, но судьи будут стоять на своем, чтобы поставить галочку». Далек от оптимизма и наблюдающий за событиями депутат Заксобрания Алексей Ковалев, занимающийся градозащитой еще с 80-х годов: «Сейчас у власти такая модель поведения: нельзя, чтобы любой протест имел мало-мальский успех. Идти ему навстречу считают слабостью. Поэтому грубо давят. Но это опасно: недовольное общество может заразиться этим симптомом и тоже счесть компромиссы с властью своей слабостью». Художница Аля Деконская, также защищавшая пакгауза, считает, что имела место некая игра властей и застройщиков, которые использовали анархистов, чтобы «по-быстрому» устроить штурм и снос памятника, за что никто не был наказан.
Санкт-Петербург