Работать в Сосновый Бор приезжали специалисты со всей страны. Фото с сайта www.sbor.ru
В городе Сосновый Бор Ленинградской области, который часто называют Атомградом, как в обществе, так и во властных структурах произошел раскол по вопросу строительства могильника для радиоактивных отходов. В воскресенье горожане выходят на митинг, а 27 декабря пройдут общественные слушания. Вчера комиссия по экологии и природопользованию областного Заксобрания созвала круглый стол с участием всех сторон. Однако, как сообщил «НГ» глава комиссии Николай Кузьмин, самая заинтересованная сторона – «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО)» вместо своих представителей прислал политтехнологов.ПЗРО (постоянное захоронение радиоактивных отходов) собираются разместить в черте города, недалеко от Финского залива. В городе атомщиков сложно найти противников ядерной энергетики, не понимающих, что так или иначе с ее отходами что-то нужно делать. Здесь живет только один радикальный зеленый, возражающий против атомной отрасли вообще. В свое время работать на Ленинградскую АЭС приехали грамотные специалисты со всего СССР. Закрытый город отличался довольно высокими стандартами жизни, здесь было неплохое снабжение. Недавно сюда стало можно ездить без пропусков. Вокруг живописные места, рядом древняя крепость Копорье. Жители города традиционно трепетны к экологии – даже срубленная сосна способна спровоцировать митинг. В этот раз все намного серьезнее.
Слушания по могильнику должны были состояться в декабре 2012 года. Однако, как сказал «НГ» источник в местной администрации, документы были составлены столь поспешно, что серьезно обсуждать их было нельзя. Только один пример – на объекте был запланирован туалет шириной 60 см и длиной 600 м. «Ощущение, что никто из подписывавших не читал эти документы», – сказал источник.
Пока документы дорабатывались, с июля этого года в Сосновый Бор стала наведываться группа политтехнологов, с которыми заключил договор «Национальный оператор». В их числе замечены братья Алексей и Михаил Кошмаровы (первый известен предвыборной кампанией первого питерского губернатора Владимира Яковлева). Их деятельность обидела многих сосновоборцев. Рассказывая о событиях в городе, ни один из собеседников «НГ» не обошелся без упоминания об «этих пиарщиках». Так, агитаторы от движения «Чистый город» ходили по домам и собирали подписи «за чистоту», но среди многих пунктов подписного листа пряталась поддержка могильника. Многие подписанты почувствовали себя обманутыми, начали отзывать свои подписи.
Большим тиражом была выпущена бесплатная газета «Народный маяк», похожая на официальный районный «Маяк» и содержащая материалы в пользу хранилища. Стала вбрасываться тема о закрытии города «от гастарбайтеров и мусорящих петербуржцев». Местный журналист Ирина Полякова отозвалась об этом резко: «Все перспективы развития Соснового Бора как культурно-туристического центра летят к едрене фене. Город становится исключительно ядерным кластером, моногородом, который молится на атомные объекты и не имеет возможности выжить в случае их закрытия. Пикалево-2, полностью зависимое от одной отрасли».
Михаил Рылов, директор Межотраслевого экспертно-сертификационного, научно-технического и контрольного центра ядерной и радиационной безопасности, считает: «Пункт ПЗРО нужен. Плюсы места – неплохая логистика, есть кластер и кадровый ресурс. Но есть проблемы. Нельзя спешить: шведы и французы в таких случаях не торопятся – они годами изучают возможные площадки. А тут как следует не изучены геология, грунты, риски для моря. Россией подписаны конвенции, нужно советоваться еще и с другими странами Балтийского моря. Мы хороним отходы навсегда – значит, должны исключить все риски».
В Сосновом Бору завтра празднуют День энергетика – фактически общегородской праздник. А на послезавтра движение «Родной город» и другие активисты зовут людей на митинг. В городе напряжение. Курсируют слухи, в частности, о том, что некоторые представители местной власти не связывают с городом свою судьбу, не держат здесь собственности и им за ПЗРО уже обещана работа в столице.
Санкт-Петербург