18.12.2013 00:01:00
Клуб экспортеров СПГ как ключ от Арктики
Северный морской путь превращается во все более реальную альтернативу трубопроводам. Его использование для получения доступа к энергоносителям выгодно восточноазиатским державам. Рост их интереса к заполярным территориям подтверждается тем, что уже Китай, Япония, Индия, Южная Корея и Сингапур получили статус постоянных наблюдателей в Арктическом совете. Особую активность в российской части заполярного региона демонстрирует Китай: китайская CNPC получила от правительства России одобрение на покупку у «Новатэка» 20% в «Ямал СПГ», та же CNPC совместно с Sinopec и CNOOC сделали предложения по вхождению в проекты «Роснефти» на Арктическом шельфе, а в августе-сентябре был протестирован и Северный морской путь – за 33 дня судно из китайского порта Далянь добралось до голландского Роттердама.
Повышение значимости СПГ объясняется еще и тем, что для работы в Арктике как регионе с очень хрупкой экологией придется отказаться от привычного дизельного топлива. Введение ограничений на выбросы для судов сформировало новый тренд в морском судоходстве – использование СПГ в качестве бункерного топлива. Ожидается, что такая инициатива повысит экологичность морских перевозок и станет новым отраслевым стандартом. В этой связи «Газпром» два года назад начал амбициозный проект по развитию инфраструктуры по бункеровке в соответствии с новыми требованиями. Север становится, по сути, глобальной экспериментальной площадкой по отработке идей перспективного развития транспортных средств. Ведь на СПГ как основном топливе помимо машин океанских судов могут работать двигатели легковых и грузовых автомобилей, автобусов, железнодорожных локомотивов и самолетов. Переход на СПГ позволит не только снизить нагрузку на экологию, но и повысить грузоподъемность транспортных средств, увеличить их скорость и сократить эксплуатационные затраты.
С учетом указанных перспектив доступ к экспорту СПГ видится как серьезный потенциал для развития бизнеса. Потому понятно желание частных российских компаний и самой крупной из них – ЛУКОЙЛ – войти в расширенный клуб экспортеров СПГ. С этой целью компания предприняла ряд шагов. Заявила план по созданию нового центра добычи углеводородов в Якутии на побережье Хатангского залива моря Лаптевых. Здесь месторождения удалены от инфраструктуры настолько, что кроме сжижения других возможностей для коммерциализации добычи газа попросту нет. Глава компании Вагит Алекперов в феврале, когда Минэнерго было поручено подготовить изменения в законодательство по либерализации экспорта СПГ, обсудил этот проект на встрече с президентом России. Также компания вносила в Госдуму поправку об исключении предложенного Минэнерго ограничения по дате получения лицензии на строительство завода СПГ. Эта поправка была отклонена, что означало провал лоббистских усилий отдельных депутатов, и на законодательном уровне ЛУКОЙЛу (как, впрочем, и какой-либо иной частной компании) не удалось присоединиться к «большой тройке» покорителей Севера.
Однако, по имеющимся экспертным оценкам (см. «НГ» от 17.12.13), лазейки еще есть. И связаны они с пока не выработанным Минэнерго механизмом регулирующего воздействия, когда может возникнуть соблазн использовать в качестве лоббистов тех, кто был ранее заинтересован в деятельности той или иной частной компании. Именно на это и обращали внимание эксперты, отмечая, что принятый закон об изменении состава экспортеров СПГ не прошел проверку на коррупциогенность. А ведь известно, что советник министра энергетики РФ Михаил Столяров и директор департамента переработки нефти и газа Михаил Грязнов начинали свою карьеру в структурах, аффилированных с ЛУКОЙЛом. В частности, Михаил Столяров в свое время был одним из руководителей московского представительства АО «ЛУКОЙЛ–Европа Лтд»…
Курс на прозрачность, взятый главой Минэнерго Александром Новаком, уже принес немало позитивных изменений в работу регулятора ключевых для страны отраслей экономики, и теперь ему предстоит пройти новое непростое испытание – испытание Севером, еще недавно казавшимся таким бескрайним...
Комментарии для элемента не найдены.