0
5825
Газета Регионы России Интернет-версия

12.12.2013 00:01:00

Общественники решили изучить Южный Урал внимательнее

Тэги: урал, экономика


урал, экономика Аналитики и депутаты обсудили проблемы Челябинской области. Фото автора

Попытка аналитиков и парламентариев обсудить экономическую ситуацию на Урале вылилась в дискуссию по поводу экономической и политической ситуации в Челябинской области. У экспертов оказалось немало вопросов к парламентариям по поводу положения с безработицей и состояния промышленного производства. Следующая дискуссия, возможно, пройдет не в Москве, а на Южном Урале.

Комиссия Общественной палаты по проблемам безопасности и Национальный фонд социально-экономического развития регионов накануне проводили круглый стол с весьма обычным названием «Экономическая ситуация на Урале: как преодолеть падение производства и остановить массовые увольнения?». Однако уже в самом начале встречи член Общественной палаты, президент Центра политических исследований «Аспект» Георгий Федоров сообщил, что ему приходят коллективные обращения от южноуральцев, которые могут остаться без работы и опасаются резкого ухудшения социальной обстановки. Это заявление, а также тот факт, что на встречу от уральских регионов пришли только представители Челябинской области – сенаторы Константин Цыбко и Руслан Гаттаров, а также депутат Госдумы Валерий Гартунг, свели всю дискуссию по «уральскому вопросу» к обсуждению ситуации лишь в одном регионе.

«Темпы сокращения безработицы за последние три года являются одними из худших в стране, среднедушевой доход населения растет медленнее среднероссийского и среднеуральского уровня, а темпы прироста пенсии оказались ниже средних по стране. При этом Челябинская область находится во всероссийских аутсайдерах по скорости роста реальных доходов населения, капитальных расходов в бюджетной системе, динамике производства сельскохозяйственной продукции», – говорится в аналитической записке, предоставленной организаторами круглого стола.

Проблемной точкой региона эксперты назвали Златоустовский металлургический завод (ЗМЗ), который сейчас ликвидируется. Как сообщало ИА Regnum, приводя слова челябинского губернатора Михаила Юревича, в области в декабре 2013 – мае 2014 года несколькими предприятиями запланировано увольнение 7,5 тысячи сотрудников. «Из этих 7,5 тысячи сотрудников 4339 человек – это работники Златоустовского металлургического завода. Он ликвидируется как юридическое лицо», – подчеркнул глава региона.

Однако Константин Цыбко эту цифру не подтвердил. «Резкого скачка безработицы нет, и сокращение 8 тысяч человек – это, мне кажется, какая-то ошибочная информация. По крайней мере ни одно крупное предприятие о таком не заявляло», – сказал сенатор.

Его поддержал депутат Валерий Гартунг. «Я постоянно занимаюсь промышленностью и хорошо знаю ситуацию на всех крупных предприятиях региона, у каждого из них свои проблемы. У нас на слуху одна ситуация – Златоустовский завод, мы знаем там обстановку, – заявил Гартунг. – Если взять ротацию кадров, то каждый месяц в Челябинской области увольняется и принимается на работу гораздо больше, чем 7,5 тысячи человек. В масштабах области это очень небольшая цифра, в пределах статистической погрешности».

«Возлагать какую-то вину только на власти Челябинской области было бы несправедливо, но картина в регионе не такая благостная, как мы услышали, – парировал гендиректор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий, который передал участникам собрания подборку результатов проведенных экспертами исследований. – Надо обратить внимание на статистику: Челябинская область у нас занимает первое место по социальным конфликтам, за ней идет Екатеринбург – но это крайне политизированный регион. А на Южном Урале конфликты социального характера. Златоуст был в ноябре, мы знаем, что ситуация была разрешена, но ведь превентивных мер не предпринималось. А такая запоздалая реакция власти опасна. Еще один момент, который фиксируется нашими исследованиями, – развал социалки в регионе. По количеству упоминаний о кризисных явлениях в этой сфере, о закрытии больниц, к примеру, Челябинск у нас постоянно фигурирует в лидерах. В сложившейся ситуации возможен эффект домино – наши регионы находятся в хрупком равновесии и существует опасность, что какой-то регион или город может завалить всю цепочку этих доминошек. И если посмотреть на результаты нашего мониторинга, Челябинск выглядит если не как угроза стабильности, то как проблема».

Старший научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский тоже оказался не слишком доволен ситуацией на Южном Урале. «Я достаточно пристально слежу за Златоустом. Ко мне приходят письма, причем поступают после того, как они прошли уже все инстанции и люди не получили ответа от власти. 2000 человек увольняется с ЗМЗ. Что могла бы предпринять администрация Челябинской области, чтобы избежать этого? За два дня до того, как на ЗМЗ остановилось производство, губернатор Михаил Юревич вместе с руководителем антикризисного штаба завода господином Феклиным улетели в Швецию, а затем Михаил Юревич сразу ушел в отпуск. Что случилось?» – поинтересовался Кричевский.

Директор Института глобализации и социальных движений Михаил Делягин призвал присмотреться к внутренним резервам региона, а не искать внешние причины трудностей. «С точки зрения пиара все понятно: во всем виноваты ВТО, монетарная политика, федеральные власти. Но у нас есть регионы, которые хорошо работают в тех же условиях, – отметил Делягин. – Например, в Калужской области, как и на Южном Урале, нет нефти и газа, но губернатор сделал регион центром машиностроения. Тут говорилось, что в Челябинской области губернатор недорабатывает. А ведь по поводу эффективности конкретных людей тут вопросов нет, лишь возникает вопрос, почему крайне эффективные люди, создавшие замечательные коммерческие структуры, оказываются беспомощными в вопросах социальной политики. Состояние поселка Роза вызвало искреннее удивление Владимира Путина. А он видел Видяево, Чечню времен войны, и удивить его чем-то трудно. И по итогам даже этого эпизода дешевое социальное жилье, как сообщает газета «Труд», оказалось существенно дороже в плане расселения, чем то, о котором говорилось в Министерстве регионального развития».

Никита Кричевский отметил, что ответственность за социальную сферу несут не собственники предприятий, а органы региональной и муниципальной власти. «Деньги на социалку есть – надо поковыряться по статьям бюджета. Возникает вопрос о региональных компенсациях высвобождаемым работникам. Они будут и на какой срок? Региональные власти это как-то спланировали? – интересовался эксперт. – При этом для малого бизнеса ничего не делается, а ведь можно было предложить налоговые преференции для социально значимого бизнеса, к примеру частных детсадов. Региональный бюджет потеряет копейки на налогах, но люди будут заняты». По его словам, региональные власти не смогли предложить даже каких-либо курсов переквалификации безработных. «Не были проработаны и механизмы вахтовой работы в других областях. А ведь представители власти разных регионов могут просто обсудить это, как-то скооперироваться. Неужели этого нельзя сделать? Есть формат обращений к президенту, правительству, можно было обратиться. Предложить создать на базе моногорода Златоуста сделать какой-то производственный центр. Федеральный Центр решать региональные проблемы не будет. В регионах есть свое начальство, с которого будет спрос. Надо ему предлагать какой-то план, и, возможно, тогда дело сдвинется», – заявил Кричевский.

Эксперты напомнили о преступной группировке, которая, по словам самих чиновников, действует в регионе. «Есть у нас огромная преступная группировка – «калининская семья», – процитировал Делягин слова Михаила Юревича в одном из СМИ. – В нее входят сотрудники ФСБ, уголовники, судейские». Вот так: мегаактивная преступная группа – приходите, товарищи инвесторы».

Сенатор Руслан Гаттаров не отрицал, что проблемы есть. «Если говорить о Челябинской области, да, ситуация сложная. А где она простая, в Москве, где 176 миллиардов бюджетного дефицита? – говорил сенатор. – Надо помнить, что как только представители власти пытаются заранее решать возникающие проблемы, представители компаний начинают кричать, что на бизнес идет давление. Говорить, что в Челябинской области все плохо, нельзя – работают и депутатский корпус, и администрация области».

Несмотря на то что темы поднимались острые, дискуссию удалось удержать в конструктивных рамках. Более того, участники круглого стола решили, что правильно будет продолжить ее, но не в Москве, а на Южном Урале, чтобы эксперты могли своими глазами увидеть, что происходит в регионе. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
611
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
580
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
516
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
557

Другие новости