Антимонопольщики, усмотрев в торгах нарушение законодательства, рекомендовали чиновникам разделить контракт по районному принципу и выставить несколько лотов по отдельным видам дорожных работ. Решение ФАС поставило в сложное положение мэрию, поскольку контракты с нынешними подрядчиками, следящими за красноярскими дорогами, заканчиваются 31 декабря. На отмененные торги заявки подало около 30 дорожных организаций из разных городов страны – от Калининграда до Владивостока. Успеет ли муниципалитет провести новые торги за оставшийся до 2014 года месяц – большой вопрос.
Часть депутатов полагают, что исполнительная власть села в лужу. «Если в декабре муниципалитет не проведет новых торгов, в январе городские дороги могут утонуть в мусоре и сугробах, – предупреждает вице-спикер горсовета, представитель «Гражданской платформы» Александр Глисков. – Если бы исполнительная власть не пыталась этот вопрос решить в обход горсовета и общественности, проблемы не возникло бы. Дороги – слишком чувствительная сфера для горожан, чтобы совершать подобные грубые ошибки». Депутат предложил создать Общественный совет в сфере дорожного хозяйства, который может стать «одним из эффективных инструментов надзора за работой чиновников и подрядчиков».
Впрочем, не все парламентарии склонны драматизировать эту ситуацию. «Власти разного уровня регулярно спорят и судятся с антимонопольщиками по самым разным поводам, и никто не делает из этого сенсацию. Не думаю, что проблемы с дорожным лотом из разряда безнадежных, – говорит председатель комиссии по экономической политике, собственности и предпринимательству, представитель «Справедливой России» Евгения Бухарова. – На мой взгляд, в идее мэрии есть рациональное зерно. Сегодняшняя ситуация, когда, прикрываясь якобы конкуренцией, подрядчики некачественно ремонтируют городские дороги, могла бы быть разрешена, если бы и дорожники, и власть четко знали правила игры на три года. Не думаю, что муниципалитет допустит коллапс на дорогах после Нового года. ФЗ-94 дает возможности оперативно решить вопрос уборки дорог за счет небольших лотов».
По мнению наблюдателей, ФАС вовремя остановила этот процесс. «Дорожный скандал свидетельствует либо о глубоком непрофессионализме ответственных за эту сферу чиновников, либо в чьей-то корыстной заинтересованности. Ведь условия этого тендера отсекали от него очень многих местных игроков на этом рынке, – отмечает политолог Сергей Комарицын. – Безусловно, для власти это очень серьезный промах, и надо еще посмотреть, как мэрия будет разгребать последствия скандала».
Красноярск