Новозеландец Дэвид Хауссман испытал на себе гуманность российского правосудия. Фото Reuters
Когда журналисты, дипломаты и питерские гринписовцы следили в Калининском райсуде за решением вопроса о свободе польского экоактивиста Томаша Дземянчука, пришло известие о том, что решено выпустить под залог бразильянку Альминьяну Ану Паулу, палубного матроса. С ней суд разбирался почему-то дольше всего – 11 часов с перерывом на ночь. И впервые тема денежного залога прозвучала именно в связи с Аной Паулой из уст адвоката Сергея Голубка. К концу заседания даже представитель прокуратуры, ранее утверждавший, что женщина может скрыться, заявил, что не против такого варианта. А вчера с залогом согласился и суд. Пока деньги идут, арестованные будут оставаться в изоляторах, но это вопрос пары дней.
Андрей Сучков, юрист Greenpeace, оба дня курсировал между двумя судами, находящимися в разных точках мегаполиса. Он представлял документы о платежеспособности организации и о своих полномочиях вносить деньги от ее имени. И если из уст защиты в обоих судах звучали аргументы, свидетельствующие о согласованности действий, то и следствие демонстрировало единодушие. О Дземянчуке было сказано, что он иностранный гражданин, не имеет жилья в России, может ее покинуть, а потом его не найдешь для следственных действий. Однако зампрокурора Приморского района Сергей Кокорев ходатайствовал о том, чтобы суд задал вопросы генконсулу Польши Петру Марциняку. Тот заявил, что у Томаша нет визы, но ему могут предоставить место для проживания на территории консульства, пока вопрос не решится. В итоге прокурор практически повторил слова защитника – мурманского адвоката Юрия Барышкина: изменилась уголовная статья, теперь Дземянчук не обвиняется в тяжком преступлении и нет препятствий для изменения меры пресечения. Арестованный выступил перед судом, заявив, что не причинял ущерба ничьей собственности, а бурение в Арктике наносит ущерб ей и всему человечеству, для которого все меньшее значение в эпоху глобализации имеют границы государств. Томашу объявили решение об освобождении с момента поступления денег, а узник в клетке под аплодисменты развернул припрятанный за пазухой плакат «Save Arctic!»
Петр Марциняк сказал «НГ»: «Дальше в тесном контакте с адвокатом мы выясним, возможно ли для Томаша получение российской визы, – ведь жизнь в стенах консульства будет сменой одного ареста на другой, пусть более комфортный. Надеемся, что могут и разрешить ему уехать в Польшу и при необходимости приезжать по зову следствия». Впрочем, такие приезды вряд ли должны быть частыми: как пояснил в суде Юрий Барышкин, за предыдущие два месяца Дземянчук понадобился следствию лично только четыре раза. Следствие же продлено до 24 февраля. «Их 30 человек», – говорили представители следствия в ответ на упрек адвоката Барышкина в медлительности. «И вас немало», – парировал тот: численность следственной бригады 20 человек.
Отпускают под залог помощника капитана Мигеля Эрнана Переса Орси, а также Камуле Специале (Аргентина) и Дэвида Хауссмана (Новая Зеландия). В момент подписания номера шло заседание по вопросу меры пресечения для финки Сини Саурела. Что касается тасманийца Колина, то в ближайшие дни его арест будет опротестован в горсуде. Сегодня суды продолжатся.
Параллельно в Мурманске начнется еще один суд – непосредственно по поводу Arctic Sunrise и его судьбы. Российская Фемида торопится перед 22 ноября – проблему арестованных судна, экипажа и пассажиров будет решать Международный морской трибунал в Гамбурге.
Санкт-Петербург