Новозеландец Дэвид Хауссман испытал на себе гуманность российского правосудия. Фото Reuters
Радист Arctic Sunrise Колин Рассел оказался единственным членом экипажа судна, чье содержание под стражей продлено до 24 февраля 2014 года. Это было первое решение начавшихся в понедельник судов над тридцаткой, и, видимо, судья поспешила. Если в понедельник под двухмиллионный (рублевый) залог выпустили троих граждан России – Екатерину Заспу, Дениса Синякова и Александра Алахвердова, то вчера механизм заработал и в отношении иностранцев.Когда журналисты, дипломаты и питерские гринписовцы следили в Калининском райсуде за решением вопроса о свободе польского экоактивиста Томаша Дземянчука, пришло известие о том, что решено выпустить под залог бразильянку Альминьяну Ану Паулу, палубного матроса. С ней суд разбирался почему-то дольше всего – 11 часов с перерывом на ночь. И впервые тема денежного залога прозвучала именно в связи с Аной Паулой из уст адвоката Сергея Голубка. К концу заседания даже представитель прокуратуры, ранее утверждавший, что женщина может скрыться, заявил, что не против такого варианта. А вчера с залогом согласился и суд. Пока деньги идут, арестованные будут оставаться в изоляторах, но это вопрос пары дней.
Андрей Сучков, юрист Greenpeace, оба дня курсировал между двумя судами, находящимися в разных точках мегаполиса. Он представлял документы о платежеспособности организации и о своих полномочиях вносить деньги от ее имени. И если из уст защиты в обоих судах звучали аргументы, свидетельствующие о согласованности действий, то и следствие демонстрировало единодушие. О Дземянчуке было сказано, что он иностранный гражданин, не имеет жилья в России, может ее покинуть, а потом его не найдешь для следственных действий. Однако зампрокурора Приморского района Сергей Кокорев ходатайствовал о том, чтобы суд задал вопросы генконсулу Польши Петру Марциняку. Тот заявил, что у Томаша нет визы, но ему могут предоставить место для проживания на территории консульства, пока вопрос не решится. В итоге прокурор практически повторил слова защитника – мурманского адвоката Юрия Барышкина: изменилась уголовная статья, теперь Дземянчук не обвиняется в тяжком преступлении и нет препятствий для изменения меры пресечения. Арестованный выступил перед судом, заявив, что не причинял ущерба ничьей собственности, а бурение в Арктике наносит ущерб ей и всему человечеству, для которого все меньшее значение в эпоху глобализации имеют границы государств. Томашу объявили решение об освобождении с момента поступления денег, а узник в клетке под аплодисменты развернул припрятанный за пазухой плакат «Save Arctic!»
Петр Марциняк сказал «НГ»: «Дальше в тесном контакте с адвокатом мы выясним, возможно ли для Томаша получение российской визы, – ведь жизнь в стенах консульства будет сменой одного ареста на другой, пусть более комфортный. Надеемся, что могут и разрешить ему уехать в Польшу и при необходимости приезжать по зову следствия». Впрочем, такие приезды вряд ли должны быть частыми: как пояснил в суде Юрий Барышкин, за предыдущие два месяца Дземянчук понадобился следствию лично только четыре раза. Следствие же продлено до 24 февраля. «Их 30 человек», – говорили представители следствия в ответ на упрек адвоката Барышкина в медлительности. «И вас немало», – парировал тот: численность следственной бригады 20 человек.
Отпускают под залог помощника капитана Мигеля Эрнана Переса Орси, а также Камуле Специале (Аргентина) и Дэвида Хауссмана (Новая Зеландия). В момент подписания номера шло заседание по вопросу меры пресечения для финки Сини Саурела. Что касается тасманийца Колина, то в ближайшие дни его арест будет опротестован в горсуде. Сегодня суды продолжатся.
Параллельно в Мурманске начнется еще один суд – непосредственно по поводу Arctic Sunrise и его судьбы. Российская Фемида торопится перед 22 ноября – проблему арестованных судна, экипажа и пассажиров будет решать Международный морской трибунал в Гамбурге.
Санкт-Петербург