Рима Шарифуллина не сдается даже под прессингом прокурорских работников. Фото Центра социально-трудовых прав
Некоммерческая организация «Петербургская эгида», занимающаяся защитой прав женщин, опротестовала решение Петроградского райсуда, 12 ноября приостановившего ее работу на 30 дней. Сейчас «Эгиде» пришлось прекратить бесплатные консультации для беременных и матерей детей-инвалидов.«Петербургскую эгиду», профилем которой являются социальная сфера и защита женщин, вместе с десятками других НКО еще весной подвергла проверке прокуратура. Но «Эгида» оказалась единственной в городе (по РФ таких организаций девять), отказавшейся немедленно предоставить силовикам тома документов – от устава до журнала прививок от кори. Руководитель «Петербургской эгиды» Рима Шарифуллина тогда направила запрос в прокуратуру, пытаясь выяснить основания для проверки. Дважды она получила отказ, но настаивала, что проверка необоснованна – устав есть на сайте Минюста, финансовые отчеты публикуются и доступны, жалоб на организацию не поступало, а прививать сотрудников от кори по закону не требуется. Суд счел, что «Петербургская эгида» «умышленно не выполняла требования прокурора о предоставлении широкого перечня документов в рамках прокурорской проверки». Одна из претензий – «незарегистрированная символика» (при том, что у «Эгиды» ее вообще нет).
С точки зрения Шарифуллиной, решение незаконно, как незаконны и проверки, которые парализуют работу сотрудников и волонтеров, поскольку вместо помощи людям им приходится заниматься бумагами. Если даже пытаться не конфликтовать и выполнять эти требования, лучше не будет: «Мы видим, как у других НКО: люди пустили провести у себя обыск, принесли все эти бумаги, выполнили даже вздорные распоряжения – работать все равно не дают, – говорит Шарифуллина. – Штрафы, суды, новые проверки. Поэтому мы требовали объяснений от прокуратуры, у которой даже нет регламента, обосновывающего их. Тем временем Госдума увеличила штрафы за «неподчинение» с 7–17 тысяч рублей до 50–100 тысяч – или приостановление деятельности. Но в законе дан исчерпывающий перечень оснований для приостановления – это опасность для граждан, оружие, наркотики и т.д. У нас ничего подобного нет».
Как отмечает Шарифуллина, прокурор прямо говорил в суде, что опасен прецедент неподчинения «Эгиды». «Мы знаем, что силовики держат бизнес на коротком поводке. Но там коррупционный фактор. В случае с НКО – фактор политический. Пока мы бьемся, закон ужесточается, и сейчас проверки и обыски будут возможны при наличии жалобы от любой госструктуры. А эти структуры часто недовольны НКО», – отмечает Шарифуллина.
«Эгида» ведет тренинги для матерей детей-инвалидов, горячие линии, прием нуждающихся в помощи. Так, сейчас она пытается вернуть трудовые книжки 10 женщинам, попавшим на работу к мошенникам, которые положили в свой карман их зарплату и детские пособия. А теперь следственные органы отказываются отдать документы самим пострадавшим, что ставит женщин в сложное положение. Шарифуллину выдвигали на пост омбудсмена Петербурга, а совсем недавно – в детские омбудсмены Ленобласти. Оба раза выборы она проиграла в отличие от многочисленных судов по защите подопечных. Как рассказала «НГ» Анна М., работница цветочного салона, решением суда недавно восстановленная на работе: «Меня не оформили официально, а когда я узнала, что беременна, и сообщила начальству, меня стали выгонять. Официально устроиться я не могла, доработала до последнего, в том числе в вечерних сменах, спала по пять часов. Мне не хотели даже давать расчета, на декретные и не надеялась. Пойти в «Петербургскую эгиду» подружка подсказала, ей там помогли выиграть суд, тоже по декретным». За два года в пользу матерей с детьми с работодателей, не выполнявших закон, взыскано 3 млн руб.
За Шарифуллину и «Эгиду» вступился ряд депутатов Заксобрания. В Интернете идет сбор подписей в поддержку этой НКО. В петиции говорится: «Проверки проводятся в рамках противодействия экстремизму и терроризму, а в данном случае прокуратура РФ и суд закрыли организацию, которая помогает людям решать споры с работодателем и обнаглевшей властью на местах».
Санкт-Петербург