Перевод экоактивистов в Петербург превратился в настоящую спецоперацию нескольких силовых ведомств. Фото Reuters
Вчера в Северную столицу в спецвагоне поезда Мурманск–Санкт-Петербург привезли 30 членов экипажа судна Arctic Sunrise, арестованных за участие в акции Greenpeace против платформы «Газпрома» в Арктике 18 сентября. Они доставлены в следственный изолятор «Кресты». Сегодня или завтра, возможно, с ними могут связаться адвокаты и правозащитники.Петербургские члены Greenpeace и гражданские активисты выражали опасения, что арестованные «хулиганы» до Питера не доедут, а во избежание массовой встречи на вокзале спецвагон могут отцепить на любой из малых станций. В четыре утра, однако, появилась фотофиксация вагона в Петрозаводске. В 10 утра он был обнаружен в Волховстрое. К полудню пресса и общественность стали подтягиваться на Ладожский вокзал, куда прибывают мурманские поезда.
На вокзале и на подходах к нему наблюдалось скопление полиции, удивлявшее пассажиров и встречающих (в том числе с мурманского рейса – пассажиры из первых вагонов не знали, какие попутчики едут в последнем, и спрашивали, не борьба ли это с терроризмом). Полицейский фейс-контроль срабатывал – журналистам не дали даже приблизиться к поезду.
Корреспонденту «НГ» (не имевшему опознавательных знаков прессы) удалось издалека понаблюдать, как после ухода с перрона всех пассажиров спецвагон был оцеплен, отцеплен и увезен от вокзала.
В течение часа-полутора о судьбе прибывших ничего не было известно. Были предположения, что вагон повезут к Яблоновской тюрьме – туда ведут рельсы, она недалеко от вокзала, а днем в городе слишком большие пробки, так что арестантов тяжело развозить. Однако наблюдатели заметили рядом с путями автобус, который, похоже, был приготовлен для зеленых. Предположительно назывались изолятор ФСБ на Захарьевской и «Кресты». Как в середине дня сообщили из ФСИН, прибывшие доставлены в изоляторы и жалоб не имеют. К вечеру стало известно, что экоактивистов поместили в «Крестах».
О причинах перевода арестованных в Петербург высказываются разные мнения, в том числе оптимистические – город большой, есть дипмиссии, иностранная пресса, да и Совет по правам человека при президенте РФ ходатайствует за изменение меры пресечения – все это шансы к освобождению.
Правозащитник Динар Идрисов накануне занимался поиском съемной квартиры для арестованного фотографа Дениса Синякова на случай помещения последнего под домашний арест. Однако, по словам Идрисова, это оказалось сложным: «Были отклики, но варианты не подошли по условиям такого ареста. Привезенных могут, конечно, выпустить под подписку, вернуть отобранные паспорта, тогда найти жилье на время суда будет проще. Но это под вопросом, хотя статья «Хулиганство» не связана с содержанием под стражей. Почему привезли в Петербург? Мне кажется, тут ряд факторов. Во-первых, центральной власти проще влиять на процесс в Питере, чем где-то в областном центре, тут прямой контроль. Следователям тоже не хочется мотаться в Мурманск, там полярная ночь. И главное: не мы, общество, начали эту игру, ее начала власть, иначе бы истории вообще не было. Власти нужно должное освещение, пиар. А найти в Мурманске «нужную» прессу сложнее».
Владимир Шнитке, председатель питерской Общественной наблюдательной комиссии, намерен, как только станет возможно, посетить арестованных в изоляторах: «То, что с ними сразу нельзя связаться, – стандартная практика. Я не думаю, что их поместят в худшие условия, чем отечественных арестантов. Но какие это условия, мы знаем».
Некоторые активисты высказывают мнение, что эффективной защите мешает недостаток координации. Великобритания для своих граждан наняла одного адвоката, Финляндия – другого, а Greenpeace работает с петербуржцем Сергеем Голубком (в последнее время известным успехами в околополитических процессах не только в РФ, но и в соседней Белоруссии).
Как сказала «НГ» Виолетта Рябко, пресс-секретарь питерского отделения Greenpeace, акций поддержки в городе вчера и сегодня не планировалось. Однако в субботу в Питере и Москве появятся информационные палатки, где людям будут раздавать материалы об Arctic Sunrise и о мотивах акции в Арктике.
Санкт-Петербург