С 1 ноября Сочи начнет привыкать к олимпийскому графику движения городского транспорта. На время Игр возможность перемещаться на личных автомобилях в городе будет ограничена, поэтому горожанам и приезжим предложено пересесть на электрички «Ласточка» и новые автобусы.
Так как на время Олимпийских и Параолимпийских игр Сочи превратится в город-миллионник, а пропускная способность транспортной системы даже с учетом 360 км вновь построенных автодорог весьма ограничена, перед городскими властями стоит задача свести количество не занятого в олимпийских перевозках транспорта к минимуму.
«Мы ожидаем, что на период проведения Игр в Сочи будет въезжать в среднем 5000 единиц автомобильного транспорта ежедневно. Кроме того, приедет множество высоких гостей, значит, будет постоянно перекрываться движение – несколько раз в день. Поэтому наша основная задача – максимально сократить количество машин на дорогах», – объясняют представители городской администрации.
С 1 декабря 2013 года до 23 марта 2014 года в Сочи будет запрещен въезд автомобилям, зарегистрированным в других городах и регионах. Власти призывают россиян, которые собираются стать гостями Олимпиады или Параолимпиады, оставить свои машины дома.
Данная мера призвана серьезно проредить знаменитые сочинские пробки. Надо отметить, что Сочи уже обогнал Москву по количеству автомобилей на тысячу человек: по состоянию на 2012 год в столице было зарегистрировано 360 машин на тысячу горожан, а в Сочи – 419.
Чтобы разгрузить центр города, предусмотрено открытие 13 перехватывающих парковок, расчетная вместимость которых 6650 машиномест. Даже на глазок этого явно недостаточно, к тому же в перечне – уже существующие стоянки торговых центров, которые в период Игр вряд ли будут пустовать. Горожане возмущены объявленной стоимостью услуг этих парковок – 50 руб. за час, 300 руб. – за сутки. То есть в месяц за парковку по рабочим дням придется отдать около 6600 руб., что при средней сочинской зарплате в 20 тыс. руб. – ощутимая дыра в семейном бюджете.
Кроме того, планируется провести «разъяснительную работу». Горожане в возможность самостоятельно решать, садиться ли им этой зимой за руль своей машины или нет, не верят – по городу упорно распространяются панические слухи о закрытии на время Игр заправок для частного транспорта. Власти отвергают подобные предположения, указывая на то, что в городе построены десятки новых заправок специально к Олимпиаде – не могут же они «прогореть».
«Мы заключили контракт с «Роснефтью» и ЛУКОЙЛом на заправку автобусов, которые будут перевозить зрителей Олимпиады. Однако никакого преимущества на заправках перед личным транспортом, никаких там олимпийских полос не будет», – поясняет директор департамента АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» Виталий Шушпанников.
Все проблемы с перемещением по городу, по мнению сочинских властей, должны решиться за счет общественного транспорта. Система транспортного обеспечения Сочи на время Олимпиады подвергнется кардинальным изменениям. По замыслу администрации, главным видом транспорта на эту зиму должны стать электрички – специально закупленные у концерна Siemens 54 скоростные «Ласточки» (Siemens Desiro Rus), которые обошлись казне в 410 млн. евро (почти 18 млрд. руб.). С 1 ноября начнется поэтапное введение олимпийского графика движения электропоездов – сперва на рельсы выведут 30% от общего количества составов, с 7 января – уже 50%, затем поезда будут добавлять в зависимости от интенсивности прибытия гостей Олимпийских и Параолимпийских игр. Когда система заработает в полную силу, интервал движения электричек составит 15 минут, за час планируется перевозить примерно 7 тыс. пассажиров. «Ласточки» будут курсировать круглосуточно: прокатиться между вокзалом Адлера, аэропортом и Красной Поляной можно будет и ночью, только подождать свой поезд придется час-полтора. Проезд в электричках для горожан будет стоить 14 руб. за каждые 10 км (7 руб. – для школьников и льготников).
Впрочем, привычные для сочинцев маршрутки также останутся частью общественной транспортной системы на время Игр. Дабы не ударить в грязь лицом перед гостями, специально для Олимпиады были закуплены новые вместительные автобусы с кондиционерами, которые призваны заменить дребезжащие на поворотах маршрутки. Сведения об общем количестве машин, как и о сумме, потраченной на их покупку, разнятся. Известно о приобретении 100 автобусов большой вместимости общей стоимостью около 830 млн. руб., которые после проведения Олимпиады отправят в Санкт-Петербург.
«Олимпийское сито» предстоит пройти и местным таксистам. По словам начальника отдела департамента транспорта Краснодарского края Дмитрия Теслина, владельцам фирм такси рекомендовано на время Игр выпускать на маршруты комфортные современные автомобили, лучше всего – белого цвета. Допускать к вождению такси будут преимущественно шоферов с местной регистрацией, которые в обязательном порядке прошли обучение на специальных курсах (их программа разработанах в Кубанском госуниверситете).
Для обеспечения «олимпийского движения» в городе вводятся новая разметка и знаки, обозначающие специальные полосы для олимпийского транспорта. Движение будет регулироваться с помощью 150 новых «умных» светофоров, которые способны фиксировать состояние трафика и самостоятельно определять длительность красного и зеленого сигналов.
Сочи