Все подмосковные ученики должны иметь равные возможности в образовании. Фото с официального сайта администрации Московской области
В Московской области уже несколько лет составляется собственный рейтинг лучших школ. Его коренное отличие от множества подобных списков заключается в том, что в нем учитываются не только показатели учащихся на олимпиадах и ЕГЭ – в расчет принимаются всевозможные показатели, включая подготовку учителей. Целью составления подобного рейтинга подмосковные власти называют возможность управлять образовательными процессами.
«Я думаю, что высказывание губернатора Андрея Юрьевича Воробьева о том, что образование является основой для формирования региона-лидера, является очень правильным», – говорит первый заместитель председателя областного правительства Лидия Антонова. По ее словам, «рейтинг Министерством образования Московской области вместе с Академией социального управления ведется уже несколько лет. Он основывается на электронном мониторинге, который включает сотни показателей. К примеру, олимпиадное движение. Число школьников, которые становятся его участниками, растет год от года». Все качественные показатели объединяются в кластеры – это позволяет создавать объективную картину происходящих в образовании процессов.
По словам Антоновой, в списке 100 лучших школ Подмосковья 30 – общеобразовательные. При этом есть и 10 сельских школ, из них 4 в числе 25 первых.
«Я думаю, что один из образовательных трендов Московской области – это то, что мы стремимся дать возможность каждому ученику вне зависимости от географии участвовать в своей школе в проектной деятельности и приобщаться к новым технологиям. Ученик не должен быть заложником того, что его образовательное учреждение не участвует в инновационной деятельности». Одной из целей составления рейтинга Антонова называет возможность для руководителей на местах увидеть состояние дел и провести аналитику. «Сегодня за всеми этими показателями мы видим, как можно управлять процессом», – говорит Антонова.
Что касается школьных олимпиад, то за 2013 год на региональный этап вышли более 4 тыс. подмосковных учеников. 875 из них стали призерами и победителями. Важно тут то, что далеко не все из них живут и обучаются в наукоградах и промышленных центрах области. Есть немало учеников из сельских школ.
Еще одним нововведением назвала Антонова возможность для школьников организовать собственное дело. «Мы задумались, – говорит зампред, – готовы ли школьники к открытию собственного дела? И лицей из Балашихи доказал, что готовы. Он представил и реализовал проект «Школьная фирма». В итоге, по словам Антоновой, лицей получил статус региональной инновационной площадки, а вместе со статусом пришло и дополнительное финансирование.
«Рубикон, когда молодых преподавателей было менее 30%, пройден, – говорит Антонова. – Сейчас недавние выпускники педвузов охотнее идут преподавать. Они, естественно, могут рассчитывать на поддержку областного правительства в виде льготной ипотеки». Причем важным фактором, говорит зампред, является тут наследственность – когда бывшие ученики возвращаются в свои школы в качестве учителей.