Александр Галушка анонсировал очередной проект, гарантирующий светлое будущее Дальнему Востоку. Фото с официального сайта Министерства по развитию Дальнего Востока
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка рассказал о готовящейся экономической стратегии для региона. Новая модель сводится к созданию здесь сети зон особого экономического развития, ориентированных на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Эксперты отмечают, что каждый новый начальник готовит собственную концепцию развития территории, и опасаются, как бы очередной документ не оказался мертворожденным.
Новый дальневосточный полпред Юрий Трутнев спустя пару недель после назначения предупредил, что его видение развития региона отличается от представлений экс-полпреда и экс-главы Минвостокразвития Виктора Ишаева. «Сегодня целостной системы развития региона нет. Есть огромная работа, и тут можно поблагодарить Игоря Шувалова, по строительству комплексов зданий во Владивостоке. Есть работа по строительству магистралей – Транссиба, Байкало-Амурской магистрали, но это фрагменты», – заявил Трутнев в одном из своих первых интервью. По его мнению, только этими мерами изменить жизнь на Дальнем Востоке не получится. Чиновник-варяг дал понять, что разрабатываемая его предшественником на протяжении последнего года «Стратегия развития Дальнего Востока до 2020 года» никуда не годится.
Александр Галушка, также назначенный на свой пост в сентябре 2013 года, представил эскиз нового документа. Как сообщила пресс-служба ведомства, базовым принципом должна стать ориентация на рынок стран АТР, где обращается около 50 трлн. долл. Рынок самого Дальнего Востока объемом в 90 млрд. долл. слишком мал для опережающего развития, а рынок европейской части России объемом 1,5 трлн. долл. слишком далеко. «Объем импорта стран АТР составляет 6,8 триллиона долларов, объем несырьевого импорта – 4,8 триллиона долларов. Если 2% от объема несырьевого импорта смогут занять компании, которые локализуют свое производство на Дальнем Востоке, то это означает, что выработка региона удвоится. Если сделать это за 10 лет, то экономика будет расти ежегодно с темпом более 6,7%», – пояснил министр дальневосточным губернаторам.
По мнению Галушки, нельзя просто тратить бюджетные деньги на развитие. «Если действовать грамотно, то на каждый вложенный бюджетный рубль можно привлечь 5 рублей частных, а государственные инвестиции на Дальнем Востоке окупятся всего за два года в виде налоговых поступлений», – заключил чиновник.
Чтобы добиться задуманного, необходимо создать не просто благоприятный, но и конкурентоспособный климат для инвестиций. В свободных экономических зонах Южной Кореи, например, налоги на прибыль составляют 10%. И у нас они не должны быть больше. В странах Юго-Восточной Азии затраты на электроэнергию составляют не более 1,5 руб. за кВт-ч, значит, и у нас должно быть не дороже.
Для реализации задачи необходима адекватная система управления: специальное агентство будет искать инвесторов и вести с ними работу; Корпорация развития макрорегиона обеспечит создание зон опережающего развития и иных инвестиционных объектов и управление ими; Агентство человеческого капитала поможет привлечь качественный кадровый ресурс и «реализовать социальные лифты». Созданный Фонд развития Дальнего Востока должен быть докапитализирован до 100 млрд. руб. для «обеспечения финансового плеча».
«Мы нисколько не умаляем заслуг тех, кто работал над разработкой программы до этого. Но дальше опираться на старые методы нельзя, – считает Галушка. – Нельзя просто тратить бюджетные деньги, нужно опираться на удачный опыт зарубежных инвестиционных фондов. Все эти знания доступны – бери и пользуйся, – непонятно, почему этого до сих пор этого никто не делал».
Члены Экспертного совета при председателе Законодательного собрания Приморья скептически отнеслись к планам ведомства подготовить очередную стратегию развития региона. Ученые отметили, что заказчики стратегий и подрядчики за два десятилетия и так породили множество документов.
«Можем ли мы назвать хоть одну стратегию, которая была бы реализована? – задал сам себе вопрос директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев. – Парадокс: никакой преемственности нет, каждое новое первое лицо рисовало свою стратегическую линию вне зависимости от того, что делали его предшественники». Он напомнил о существовании проектов «Большой Владивосток» (1990–1993), «Тихоокеанская Россия» (2003–2006), «Стратегия развития Приморья до 2025 года» в исполнении Центра стратегических разработок «Северо-Запад» (2007–2008), «Стратегия Владивостока до 2020», выполненная Леонтьевским центром по заказу экс-мэра Владимира Николаева, и других документов. Ни одна из программ так и не была реализована.
«У нас смешивают стратегии, планы, программы, а это разные вещи, – считает директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин. – Горькая истина в том, что стратегии пишутся не для того, чтобы их исполнять, а для того, чтобы отчитаться или получить за них деньги. Если говорить об эффективности, то она близка к нулю, тем более когда стратегия пишется «под царя». Стратегия – не то, что мы хотим, а то, что можем сделать в имеющихся условиях». Ларина поддерживает и директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН Петр Бакланов: «Есть фундаментальная закономерность – инерционность регионального развития. Первое лицо региона или страны может сформировать любые хотелки, но они будут реализованы не более чем на 5–10%». Эксперт уверен, что ошибочно думать, будто можно сделать с территорией все, что захочется. «Есть объективные вещи, не зависящие ни от мэра, ни от губернатора, ни от президента, – отмечает академик. – Поэтому-то документы выходят мертворожденными. Жизнь идет сама по себе, создавая ощущение, что развитие Дальнего Востока происходит вопреки документам».
Владивосток