Фото Reuters
Татарстан станет пилотным регионом страны, где будет действовать так называемый такафул – страхование жизни по канонам шариата. Соответствующее соглашение уже подписано между Агентством инвестиционного развития Татарстана и немецкой страховой компанией Allianz. Планируется, что принципиально новый для России продукт появится в регионе уже до конца 2013 года. В последнее время не только бизнесмены, но и республиканские чиновники активно стремятся следовать исламскому тренду в татарстанской политике.В отличие от традиционного страхования жизни или имущества, распространенного в светских странах, исламская страховая система подразумевает равное участие страхователя и страховщика в покрытии убытков. Мусульмане, использующие такафул, отдают оператору свои деньги в доверительное управление, приобретая не столько страховку на тот или иной неприятный случай, сколько гарантии эффективного использования своих инвестиций, часть из которых поступает в специальный накопительный фонд для дальнейшего получения клиентом прибыли. В исламском страховании запрещены ростовщические операции с деньгами клиента, а покрытие ущерба в страховых случаях распределяется между страхователем и страховщиком.
Новую систему исламского страхования, которую планируется ввести в Татарстане, можно рассматривать как еще одно подтверждение непреодолимого стремления Казанского кремля превратить республику в центр исламского мира России. После того как в регионе попали под давление власти боевики, устроившие июльские теракты 2012 года, а муфтий Татарстана Камиль Самигуллин объявил о политике переговоров с представителями нетрадиционных религиозных течений, сменившей кампанию деваххабизации мусульманского духовенства, начатую бывшим муфтием Ильдусом Файзовым, власти региона стали все более открыто демонстрировать свое участие в религиозной жизни республики. Не так давно президент Татарстана Рустам Минниханов вместе с подчиненными даже совершил малый хадж в Мекку, что до этого не делал ни один высокопоставленный татарстанский чиновник. Даже первый президент республики Минтимер Шаймиев всегда старался демонстрировать свою отстраненность от дел духовных. Нынешний хозяин Казанского кремля регулярно молится в мечети и демонстрирует в своем персональном фотоблоге свидетельства своей набожности. Вчера, например, во время посещения Белой мечети в татарстанском Булгаре (древняя столица Волжской Булгарии, где предки татар впервые приняли ислам. – «НГ») Рустам Минниханов выложил в Instagram фото самого большого в мире Корана.
Исламский тренд в татарстанской политике охотно стремятся поддержать и чиновники рангом пониже. Напомним, что инициатива внедрения шариатского страхования принадлежит Агентству инвестиционного развития Татарстана, где убеждены, что такафул будет пользоваться спросом у местных мусульман, хотя сами мусульмане, в том числе лидеры татарстанского муфтията, пока скептически относятся к нововведению. В 2011 году в республике громко анонсировалось открытие особого «исламского банка», операции которого будут соответствовать нормам шариата. Однако два года спустя свидетельств его работы в регионе найти не удается. По словам первого заместителя муфтия Татарстана Рустама Батрова, в регионе много практикующих мусульман, однако далеко не все из них стремятся регламентировать свою жизнь по канонам ислама. «Мусульмане читают намаз, но не видят ничего предосудительного в том, чтобы взять кредит в обычном банке», – говорит Рустам Батров. Источник «НГ» в правительстве республики и вовсе назвал инициативу с внедрением шариатского страхования пиаром чиновников из Агентства инвестиционного развития Татарстана.
Мусульманский богослов не лукавит. Казань была и остается светским городом, где пятница для большинства горожан ассоциируется с парой-тройкой рюмок чая в ресторане или клубе после тяжелых трудовых будней, а вовсе не с пятничной молитвой. В городе успешно работают халяльные магазины и кафе, где вместо алкоголя и табака гражданам предлагают халяльные колбасу или пельмени. Однако вряд ли набожные казанцы будут столь же охотно брать и шариатские страховые продукты, оставляя право демонстрировать свою религиозность чиновникам, у которых это пока получается гораздо лучше. Во всяком случае в пределах Instagram.
Казань