Многие фельдшерско-акушерские пункты расположены в не предназначенных для приема пациентов помещениях. Фото с официального сайта администраци Приморского края
Вложением бюджетных средств в неэффективные активы считает Контрольно-счетная палата Приморья покупку фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) для районов края. Даже после установки они рискуют превратиться в памятники неразумному расходованию средств: работать в них будет некому, а лечить нечем.Сейчас в Приморье числится 348 ФАПов, но 38 из них не работают – нет персонала. При этом в подавляющем большинстве работающих медпунктов прием пациентов идет в не приспособленных для этого помещениях – при детсадах, школах, сельских клубах. Для края с численностью в 1,9 млн. человек существующих ФАПов не хватает – одно такое медучреждение обслуживает в три раза больше пациентов, чем рассчитано.
Назначенный в марте 2012 года губернатор Приморья Владимир Миклушевский уже через полгода работы решил экстренно выделить более 400 млн. руб. на покупку 130 ФАПов для сборки и установки в районах. Но, как оказалось, рассчитать необходимость и своевременность этого приобретения чиновники не смогли. Некоторые главы поселений до сих пор уверены, что целесообразности в строительстве на их территориях медпунктов нет: дешевле и проще было бы отремонтировать старые капитальные помещения.
ООО «Фарлайт» до конца 2012 года должно было закупить, поставить и смонтировать 30 ФАПов на 72,6 млн. руб. Но контракт был провален: ни один объект до сих пор не сдан в эксплуатацию. Правда, это обстоятельство не остановило главу департамента здравоохранения Олега Бубнова от подписания актов приема-передачи выполненных работ.
«Департаментом не предъявлялись претензии за нарушение сроков поставки и монтажа, следовательно, не принимались меры для взыскания неустойки за просрочку исполнения обязательств, – признал глава Контрольно-счетной палаты Дмитрий Виноградов. – Модули на сумму более 25 миллионов рублей хранились на открытой территории Спасского механического завода без оформления обязательных документов. Это значит, что предъявить претензии поставщику за возможные дефекты оборудования или недостачу комплектующих будет невозможно». По словам главного ревизора края, раз контракты не исполнены, то выделенные средства израсходованы неэффективно, потому что департамент не достиг результата.
В 2013 году поставкой 100 модульных помещений занялось уже ООО «Каньон» (стоимость контракта – 300 млн. руб.). Во время проверки, проводимой в июне-июле 2013 года, ревизоры увидели десяток собранных ФАПов. Еще шесть находились в полуготовом состоянии. Ни один из них не был полностью подключен к сетям и коммуникациям.
«Нарушение сроков поставок и монтажа ФАПов, нехватка денег в муниципалитетах для оформления земельных участков под здания и для подключения их к инженерным коммуникациям – все это ставит под сомнение, что до конца 2013 года все ФАПы заработают», – резюмирует отчет Контрольно-счетная палата.
Глава департамента здравоохранения Олег Бубнов не считает работу ведомства провальной, а к концу года он обещает все же сдать в эксплуатацию два сельских медучреждения. Но и они не смогут принимать пациентов: пустые коробки помещений сначала надо оснастить медоборудованием, но деньги в краевой бюджет для этого не заложены. А без оборудования и персонала территориальный Росздравнадзор не выдаст медучреждениям лицензии.
«До конца этого года должны были установить 130 ФАПов, но имеем лишь два. При этом у нас нет фельдшеров для работы в них и свободного жилья в муниципалитетах, которое могли бы дать людям, пожелавшим работать в ФАПах, – отметил зампредседателя социального комитета Заксобрания Павел Серебряков. – Нет модели взаимодействия с муниципалитетами. Слова «может быть», «наверное, мы это сделаем» не подходят к организации здравоохранения в крае».
Контрольный орган передал свои выводы в Следственный комитет. А краевые парламентарии намерены указать главе региона на неудовлетворительную организацию работы департамента здравоохранения.
Но если представители палаты и депутаты винят в провале программы чиновников, то губернатор предпочитает искать крайних среди глав муниципалитетов, которые якобы отказываются выделять землю под медпомещения и тащить за свой счет коммуникации к новостройкам. «Это безобразие, необходимо указать фамилии глав и с каждым лично проработать этот вопрос. В противном случае – заявление на стол. Благодаря полученным от Минобороны землям проблемы с недостатком территории быть не может», – возмущался на одном совещании Владимир Миклушевский. И отчитывал подчиненных на другом: «Я требую от муниципалитетов участия. Если нет денег подвести коммуникации, ставьте ФАП рядом с администрацией поселения. Для того чтобы протянуть воду и свет, много денег не понадобится».
Глава социального комитета Заксобрания Игорь Чемерис видит в подобной позиции нестыковки: система здравоохранения с января 2012 года от муниципалитетов ушла под покровительство краевого бюджета. «ФАПы строятся на краевые деньги, непонятно, почему муниципалитеты должны тратить на эти объекты собственные средства? Для этого мы должны были сначала передать им соответствующие полномочия и средства под них, но этого не было сделано, – говорит парламентарий. – Если главы начнут вкладывать в ФАПы муниципальные средства, то прокуратура накажет их за нецелевые расходы». «У нас были опасения, что эти объекты могут стать памятниками», – поддержал парламентария глава Контрольно-счетной палаты Дмитрий Виноградов.
Владивосток