Фото Reuters
В нынешний осенний призыв приморские военкоматы обязаны поставить под ружье 2400 молодых ребят, однако в краевом военкомате отмечают, что выполнить задание будет неимоверно сложно. Потенциальные призывники не спешат являться по повесткам на призывные пункты, а полицейские не оказывают помощи военкоматам в розыске уклонистов.
По итогам весенней кампании задание по количеству призывников Приморье выполнило: в армейские ряды влились 2780 молодых людей. Лишь 20% призывников имели высшее образование, увеличилась доля тех, кто нигде не работает и не учится. Все чаще на медкомиссию приходят парни, которым врачи ставят диагноз «хроническое недоедание» и наркомания.
При этом Приморский край стал лидером в Дальневосточном федеральном округе по числу уклонистов от воинской службы. В длительном розыске здесь находится более 6,5 тыс. человек. По новому штатному расписанию Вооруженных сил из приморских уклонистов можно бы составить дивизию.
По мнению военного комиссара Приморья Сергея Сливинского, причиной роста числа уклонистов является негативное отношение к службе в семье и правовой нигилизм молодого поколения. Исправить ситуацию, по мнению краевого военкома, может возврат в школы преподавателей начальной военной подготовки. «Молодые люди совершенно не готовы к службе. Допризывная подготовка должна опять стать обязательной частью школьной программы, – считает Сергей Сливинский. – Для этого необходимо вернуть военруков, тогда ситуация будет другой. Они давали азы, рассказывали о законодательстве, правах и обязанностях. Сегодняшней молодежи это необходимо». Для этого он предложил краевым депутатам выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Закон «Об образовании» в Госдуму и вернуть преподавателей начальной военной подготовки в классы.
Такого же мнения придерживается и председатель регионального отделения ДОСААФ Владимир Бацалев, считающий, что если бы в школах работали военруки, не пришлось бы создавать с нуля региональные центры допризывной подготовки. Сейчас одна подобная структура в Приморье создана и работает лишь на бумаге.
Главы муниципалитетов края также не могут похвастаться трепетным отношением к призыву. В семи районах нет стационарных призывных пунктов, ни в одном районе не работают центры допризывной подготовки, местные главы не желают выделять средства на ремонт ветхих зданий военкоматов. Медкомиссии не укомплектованы врачами, причем особо остро эта проблема стоит в северных районах края. Поэтому случаи «возврата» новобранцев из военных частей не редкость. Их комиссуют по состоянию здоровья, и чаще всего это ребята из сельских районов, которые либо скрывают недуги, либо не обследовались у узких специалистов из-за их отсутствия в районных поликлиниках.
«Выполнить задание на нынешнюю осеннюю призывную кампанию будет крайне затруднительно, – признался Сливинский. – Потребуются усилия глав призывных комиссий и территорий, чтобы выполнить задание. Полиция сегодня розыск призывников практически не ведет. В городах молодым людям легко затеряться, и без помощи полицейских их найти невозможно».
Председатель Приморской краевой организации Общероссийского профессионального союза военнослужащих Юрий Тарлавин считает установленную для Приморья планку призыва несправедливой: «В Приморье 1 миллион 900 тысяч населения, призывается 2800 человек. В Москве живут 12 миллионов, а призывается чуть больше 6 тысяч человек». По мнению бывших и нынешних военных, видимость достаточного призывного ресурса создают приморцы, с которых снята или погашена судимость. Их не призывают на службу, но и не снимают с воинского учета.
Владивосток