Фото Reuters
В субботу горожане были шокированы стрельбой в центре Петербурга, а в воскресенье силовики оперативно приехали на сигнал из спального района, где в кафе стреляли друг в друга две группы азербайджанцев. Сюда примчался начальник районного ОМВД Андрей Климовский вместе с четырьмя нарядами полиции, ДПС, ОМОНом. Шестерых стрелков увезли в автозаках.Что касается стрельбы на углу улиц Ломоносова и Думской в ночь на субботу, до сих пор нет даже подозреваемых, хотя и заведено уголовное дело по статье «Хулиганство». Там, по свидетельствам очевидцев, была перестрелка с участием как минимум 20 человек (см. «НГ» от 23.09.13). Полиция до сих пор проводит разыскные мероприятия в баре Poison, около которого был инцидент.
Известно о двух раненых, получивших медпомощь, и еще о нескольких, не обращавшихся к врачам, но поделившихся подробностями и фото в Сети. Полиция сообщила, что раненые употребили в тот вечер алкоголь – но немногие посетители баров и кафе в конце рабочей недели пьют молоко и сок.
Группа хулиганов была замечена еще на подходах к бару. Место людное, глаз было много, очевидцы сводят в Сети воедино свои впечатления. По их словам, кавказцы, крича «Аллах акбар!», убежали в сторону «Апрашки» (то есть рынка «Апраксин двор»), им удалось там скрыться, несмотря на то что толерантные петербуржцы бросились в погоню.
«Апрашка» – место знаменитое. Еще 8 февраля полиция рапортовала об удачном рейде на этот рынок. Тогда во время пятничной мусульманской молитвы было задержано 300 человек. Пара десятков нелегальных мигрантов была депортирована. Рейд проводился в контексте уголовных дел по статьям УК РФ 205 п. 2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) и 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Борьба с экстремизмом увенчалась неким успехом. 5 сентября два года колонии-поселения получил попавший в ту облаву уроженец Кабардино-Балкарии Мурат Сарбашев, в 2010 году разместивший «ВКонтакте» обращение одного из лидеров северокавказского подполья.
Рейды на «Апрашку» продолжаются, были десятки задержанных и несколько депортированных в июле и в августе, но в целом, как недавно заявил вице-губернатор Игорь Дивинский, «городские власти многое делают, чтобы нормализовать, оздоровить криминогенную ситуацию на «Апраксином дворе». Как выглядит оздоровленная криминогенная ситуация, неясно, но в субботу и последующие дни ни ОМОНа, ни СОБРа, ни сотрудников центра «Э» на «Апраксином дворе», куда убежали воинственные стрелки с Кавказа, замечено не было. Понятно, что есть разница между страничкой «ВКонтакте» и стрельбой из «травматов», но на настроения в городе ситуация влияет не лучшим образом. ТВ и печать проводят опросы о национализме и толерантности, о диалоге культур. Реакция сложная и характерная не только для националистических кругов. Так, молодая активистка либеральных движений Мария Говорова пишет: «Ну да, вот у представителей другой культуры, например, принято стрелять, когда их не пускают в клуб. И как бы теперь воспринять эту культуру так, чтобы не обидеть ее носителей?» Обижаются и некоторые мусульмане. Не желая быть упомянутыми в СМИ, они утверждают: их прессуют за публикации в Сети и «подрывную» литературу, а «не трогают реальных отморозков, которые есть в любом народе».
Правда, звучат голоса и других мусульман. В одном из городских автобусов кондуктор в слезах жаловалась: после замечания громким гостям «Вы приехали к нам, ведите себя нормально» она услышала: «Мы приехали не к вам, мы приехали вместо вас». Это мнение отморозков, но оно становится все заметнее. Если сформулировать его обобщенно по сетевым и реальным спорам, оно выглядит так: русские спились, они ни на что не способны. Особенно, по наблюдениям, агрессивны не мигранты-иностранцы, а граждане РФ. Корреспондент «НГ» регулярно получает послания от жителя города Грозный, суть которых такова: не нужно путать нас со «всякими азербайджанцами». Мол, они работают, как рабы, а мы приезжаем к вам на джипах и делаем все, что хотим. Это, конечно, письма не очень умного человека (у него есть имя, фамилия, ездившим в Грозный коллегам известен его довольно успешный бизнес), но ведь и стрелки на углу Думской и Ломоносовской не походили по описаниям на бесправных гастарбайтеров-нелегалов.
И здесь, пожалуй, проблема, которая в отличие от проблемы нелегалов (там присутствуют какие-то телодвижения УФМС, хотя функции этой службы сейчас только условно контролирующие, как говорила националистам на недавней встрече глава УФМС Елена Дунаева) не находит решения и поэтому вызывает у горожан почти единодушный негатив.
Недаром задержание националистов на народном сходе у станции метро «Ломоносовская» и суды над ними, проходившие в закрытом режиме, были характерны разнообразным составом добивавшихся законности людей – например, мемориальцев (априори противников нацизма и ксенофобии) или правозащитника Динара Идрисова (как следует из имени и фамилии, его мало волнует «чистота русской крови»). На этих судах привлечены к административной ответственности более 20 человек: несколько получили наказание от суток до трех, один – Эдуард Орлов – 15 суток, все без исключения – с «сутками» или без – заработали штрафы от 11 до 20 тыс. руб. Когда писался этот материал, суды продолжались.
Власть реагирует. Спикер Заксобрания Вячеслав Макаров заявил, что пора ужесточить ответственность за ношение травматического оружия, а также навести порядок в ночных клубах. Завтра на заседание Заксобрания приглашены руководители питерской полиции.
Санкт-Петербург