Фото с официального сайта Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Вчера на заседании Заксобрания был принят за основу законопроект единоросса Сергея Никешина о поправках в Устав Санкт-Петербурга – в статью о депутатских запросах. А группа депутатов от оппозиции собралась опротестовать в Уставном суде (городской аналог Конституционного) именно закон о запросах как не соответствующий букве и духу «городской Конституции». Единороссы требуют отозвать иск и не идти путем противостояния.У стен Мариинского дворца в дни заседаний всегда оживленно. Одиночные пикеты, флэшмобы (вчера, например, сторонники Летающего макаронного монстра хотели угостить макаронами известного депутата Виталия Милонова), тематические плакаты по сюжетам повестки дня можно наблюдать каждую среду. Народные избранники тем временем в числе прочих вопросов обсуждают свои отношения со Смольным.
Не так давно с подачи Сергея Никешина был изменен порядок подачи депутатских запросов. Если раньше любой депутат или депутатская группа могли их зачитывать с трибуны и направлять губернатору, то сейчас сначала пишется челобитная кому-то из вице-губернаторов. Оставалась норма, при которой все же вопросы, касающиеся безопасности и основ жизни города, можно было оформлять в качестве запроса без промежуточных инстанций. Но и эта норма исчезла.
Запросами пользуются и партия власти, и оппозиция. Они могут касаться как локальных проблем округа (ремонт жилья, социалка, строительство школы), так и общегородских – бюджет, сохранение исторического центра, свобода митингов и т.д. Губернатор обязан отвечать на них в течение недели. Это прописано и в статье устава. Теперь Никешин предлагает записать в уставе, что порядок запросов определяется городским законом.
Против выступил яблочник Александр Кобринский. По его мнению, закон изменить легче, чем Устав. «Единая Россия» и ЛДПР всегда могут сделать это простым большинством: «Завтра окажется, что мы должны обращаться к смольнинскому дворнику, послезавтра – что нельзя выступать с трибуны, потом еще что-нибудь», – говорит Кобринский.
Эсэр Алексей Ковалев, напротив, полагает, что уставную статью изменить надо, но в сторону конкретизации: например, указать ответственность за неисполнение запросов. Другой эсэр, Анатолий Кривенченко, призвал «не будить медведя» и по обыкновению осудил либеральные козни. Никешин согласился: «Про медведя правильно, я и принадлежу к этой партии».
Александр Кобринский рассказал «НГ», что 10 октября состоится заседание Уставного суда. Он, Григорий Явлинский, Борис Вишневский («Яблоко»), эсэр Марина Шишкина и коммунистка Ирина Комолова будут доказывать несоответствие никешинского закона уставной статье. «Как и на федеральном уровне, положения Конституции могут уточняться законами, – говорит Кобринский. – Но конституционная норма ограничивает законодательный произвол. А нам сейчас выкручивают руки: требуют отказаться от иска и хотят исправить сам устав. Они боятся запросов, потому что это публичность – почти единственное оружие, которое у нас осталось».
Мнение политизированных горожан, пожалуй, точнее всего высказал «НГ» коммунист Семен Борзенко (общественное движение «Аврора»): «ЕР и ЛДПР стремятся передать остатки прав и полномочий Смольному. Идеал – депутаты-кивалы. Запрос всегда имел в основе проблему жителей, социальных групп. А жители, пройдя круги чиновничьего ада, знали: можно прийти к депутату, чтобы он поднял проблему. И проблема довольно часто решалась. Но Смольный идет опасным путем. Депутаты – все же некий мягкий буфер. А забрав себе всю власть, Смольный остается один на один с пятимиллионным населением».
Сами смольнинские не очень спешат обсуждать с парламентом возможные трудности. Вчера при обсуждении другого закона экс-яблочник депутат Максим Резник заметил: «Мы вице-губернаторов уже не всех в лицо помним. Представляли нам вице-губернатора по ЖКХ Лавленцева. Вице-губернатор Дивинский объяснял, что он хороший, потому что его фамилия созвучна со словом love. А дальше? Как идет подготовка к зиме? Что будем делать зимой? Петь «All you need is love»?»
Санкт-Петербург