Силовики своими действиями привлекли к малоизвестному прежде музею большой интерес. Фото ИТАР-ТАСС
Петербургские музейщики предпочитают не комментировать изъятие картин из нового Музея власти на Невском, 20, а также вчерашнее задержание директора этого заведения – Татьяны Титовой. Как, впрочем, и сам факт того, что действия полиции оказались вызваны тем, что ранее в упомянутом музее была выставлена картина с изображением знаменитого депутата Заксобрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова.История началась неделю назад, когда Милонов пришел в новый музей на выставку «Правители». Там он обнаружил свое изображение на радужном фоне (символика ЛГБТ), а также вольные фантазии художника Константина Алтунина в отношении депутата Госдумы Елены Мизулиной и высших лиц РФ – президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева.
Картины были изъяты, художник покинул страну. Помещение опечатали. Однако какого-либо решения суда, как утверждают директор музея Татьяна Титова и куратор проекта Александр Донской (оба архангелогородцы), не было.
Татьяна Титова сказала «НГ», что поражена случившимся: «Питер город художников и вообще свободный город, а тут…» В ночь на 3 сентября Титова пришла в музей, чтобы продолжить подготовку к новой экспозиции (она должна открыться 5 сентября). В итоге ее задержали – первоначальной версией со стороны правоохранительных органов стали некие звонки жителей двора, увидевших «подозрительные фигуры». К утру Титову отпустили без составления протокола.
Виталий Милонов, с подачи которого разгорелся скандал, криминала в действиях полиции не видит. «Если на дверях печати, то человек, вскрывающий печати, – незаконопослушен и органы обязаны реагировать на сигналы, – сказал «НГ» парламентарий. – Почему у нас все, что относится к так называемому современному искусству, автоматически становится неприкосновенным? Знаю в Италии одного художника, который продает собственные экскременты в баночках. По 250 долларов баночка. Но это же не искусство. Вот будет экспертиза, и она установит – есть экстремизм в этих картинах или нет. Если нет – пусть развешивают».
Александр Донской, в свою очередь, недоумевает: «Если Милонову не нравится то, что мы показываем, зачем вообще ходить к нам? У нас же было вывешено предупреждение перед входом в зал: если вы опасаетесь за свое психическое здоровье, можете не смотреть. Мы же не пытались вывесить наши картины в каком-либо православном храме. Мы вывесили их в помещении своего музея».
Депутаты Заксобрания Максим Резник и Марина Шишкина направили обращения в правоохранительные органы на предмет проверки законности действий полиции. Милонов же заявляет, что в РФ демократия, и, мол, попробовали бы галеристы изобразить в таком комическом виде Барака Обаму. Титова, впрочем, не боится возможного визита американского президента: «У нас же и его портрет есть, пусть приходит». Кинорежиссер из «неформатных» Адре Галичанин уверен: «Борьба с сексуальными мотивами – свидетельство глубокого сексуального нездоровья тех, кто борется. Мне жаль Милонова».
Правозащитник Юрий Вдовин из «Гражданского контроля» сказал «НГ»: «Это все мы уже проходили. Хорошее искусство или плохое – у нас теперь решает полиция. Но я не понимаю власть. Как-то коллега снял ролик – спародировал мою походку и мое поведение. Все смеялись, я тоже смеялся. И он потом сказал: «Ты нормальный человек». А эти злятся».
Справедливости ради следует заметить, что сам факт открытия Музея власти оказался, по большому счету, незамеченным избалованной петербургской публикой. Эпатажная питерская поэтесса Наташа Романова сказала «НГ»: «Мне кажется, что этот Музей власти – утопический проект, как в детских произведениях Джанни Родари. То есть он возможен только в каком-то новом светлом мире, где никакой власти давно нет, как выставляющий следы каких-то диких первобытных цивилизаций. И вот этот утопический проект столкнулся с жестокой реальностью».
В момент подготовки номера директор «Музея власти» сообщила, что ее вновь забрали полицейсике - уже второй раз за сутки. «Должны доставить в 78-й отдел полиции, но причин задержания никто пока не назвал. Сейчас сижу в машине полиции. Приезжал мой адвокат, но его ко мне не пропустили», - рассказала Титова.
Санкт-Петербург
Продолжение темы в приложении «НГ-религии».