28.08.2013 00:01:00
КАРТ-БЛАНШ. Неправильные артефакты
Об авторе: Глеб Александрович Постнов – собственный корреспондент «Независимой газеты» в Татарстане.
По словам директора археологического центра и по совместительству главы Института археологии Академии наук Республики Татарстан Айрата Ситдикова, планы ученых поистине грандиозны. «Деятельность центра не будет ограничиваться исследованиями земной коры, – утверждает археолог, – но также будет включать в себя детальное изучение материальных ценностей и наследия наших предков и придаст этим изысканиям новый импульс. Совместно с археологами здесь трудятся представители смежных научных сфер: химики, физики, геофизики и, конечно же, реставраторы. Это позволяет глубже проникать в суть проблем и получать больше сведений об изучаемом материале».
«Глубже проникать» и «больше получать» официальным ученым-археологам в Татарстане действительно, что называется, светит. Историческая наука в республике, похоже, вновь начинает испытывать известное давление Казанского кремля, недавно принявшего новую концепцию национальной политики, в которой татарский народ вновь призвали объединяться. При этом объединение, судя по всему, будет проходить не только вокруг Казани как «единственного исторического, духовного и этнокультурного центра», но и вокруг Болгара – древней столицы Волжской Булгарии, – восстановлением которого сейчас активно занимается первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
После ухода с президентского поста возрождение Болгара, а заодно с ним и так называемого острова-града Свияжск, бывшего некогда форпостом войск Ивана Грозного перед взятием Казани (на острове с тех пор остался древний монастырь), стало любимым занятием бывшего руководителя Татарстана. Для этого был открыт фонд «Возрождение», куда переводят деньги все более или менее крупные татарстанские бизнесмены. Оба древних городища действительно привели в божеский вид – любо-дорого смотреть. Однако если Свияжск для местной власти имеет значение лишь как исторический объект, то Болгар для представителей татарстанской властной элиты – как вчерашней, так и нынешней – имеет колоссальное идеологическое значение. Именно здесь, по преданию, татары приняли ислам. Именно здесь располагалась древняя столица татарского народа, которой республиканские власти пытаются придать статус единственного сохранившегося центра так называемой болгарской цивилизации, несмотря на то что в самом городе археологи постоянно достают из-под земли свидетельства обратного.
По словам кандидата исторических наук Александра Овчинникова, ученым в Болгаре постоянно попадаются каменные иконки и кресты, металлические иконки, бронзовая церковная утварь: подсвечник, держатель лампады, остатки цепочки от лампады. «Подобные вещи вряд ли могли купить исповедовавшие ислам болгары, – говорит Овчинников. – Обнаружены древнерусские женские украшения (височные кольца, даже найдена литейная форма для височного кольца, что говорит о местном производстве изделия). Много бытовых предметов, массовыми стали находки древнерусской керамики. О постоянном проживании в Болгаре русских, наличии русского ремесленного квартала говорят остатки жилищ с соответствующими находками».
Однако, по свидетельству ученого, официальные археологи стараются не придавать находкам должного внимания, ведь они доказывают то, что официальная татарская историческая наука как раз должна опровергать: славяне пришли в Поволжье не вместе с Иваном Грозным в качестве «кровавых оккупантов», а появились намного раньше. Возможно, гораздо раньше самих болгар и отнюдь не в облике завоевателей. А это никак не вписывается в официальную версию истории, принятую в Татарстане, по которой русские представлены исключительно и только в качестве лютых захватчиков татарской земли. Тем более что следы русской цивилизации в Болгаре, по мысли Казанского кремля, едва ли послужат идее объединения татар так, как это нужно правящей элите республики. Ведь здесь еще со времен правления Минтимера Шаймиева принято объединяться не за кого-то, а скорее против.
Казань
Комментарии для элемента не найдены.