Ахмед Котиев отказался от бронированной машины в пользу обычных «Жигулей». Фото РИА Новости
Вчера был убит глава Совета безопасности Ингушетии Ахмед Котиев. Утром его «Жигули» были обстреляны на дороге Малгобек–Назрань в районе Нижних Ачалуков. Котиев и находившиеся с ним лица были доставлены в больницу, где от тяжелых ранений секретарь Совбеза скончался. Должность секретаря по вопросам безопасности Котиев занимал с апреля 2011 года. За это время на него уже было совершено одно покушение. По мнению главы республики Юнус-Бека Евкурова, Котиеву отомстили боевики.«Котиев занимался адаптацией бывших членов незаконных вооруженных формирований (НВФ) к мирной жизни, – сказал Юнус-Бек Евкуров. – Он не боялся открыто высказывать свое мнение бывшим членам НВФ и их родственникам.
Котиев был смелым и мужественным человеком. Найти того, кто совершил убийство, – дело чести».
«Буквально накануне должно было состояться мероприятие, на котором официально ряд участников НВФ должны были сдаться правоохранительным органам. Возможно, это убийство было направлено на то, чтобы сорвать эту акцию», – считает Евкуров. При этом он не связывает убийство главы Совбеза с предстоящими 8 сентября выборами главы республики.
По словам официального представителя Следственного комитета России (СКР) Владимира Маркина, в Ингушетию направлены опытные следователи-криминалисты центрального аппарата комитета, которые должны помочь местным сыщикам. СКР рассматривает все возможные версии, однако приоритетной считает служебную деятельностью Котиева.
В июне 2012 года на жизнь главы Совбеза Ингушетии уже покушались. Тогда его дом обстреляли из гранатомета, но никто не пострадал. За последнее время чиновники Ингушетии регулярно подвергаются опасности. Так, в феврале 2013 года было совершено покушение на и.о. начальника управления республиканского Россельхознадзора Руслана Дахкильгова. Юнус-Бек Евкуров тогда заявил, что преступление носило заказной характер и так же, как и в случае с Котиевым, было связано с профессиональной деятельностью Дахгильгова. В марте 2012 года террористы пытались взорвать директора Фонда социального страхования республики Алихана Цечеева.
Каких-то изменений в республике в связи с гибелью главы Совбеза ждать не стоит, сказал «НГ» адвокат Калой Ахильгов. «Я думаю, что радикальных последствий не будет. К сожалению, это далеко не первое преступление подобного рода в Ингушетии за последние годы, – сообщил «НГ» Ахильгов. – Нет сомнений в том, что это было связано с его работой, и в интересах руководства республики в лице Евкурова – найти тех, кто это сделал, и наказать». Комментируя заявление Евкурова, Ахильгов сказал, что «работа секретаря Совбеза не ограничивается адаптацией бывших членов НВФ, но функциональные обязанности, несомненно, явились причиной убийства».
С этим согласен и сотрудник комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Исса Костоев. «Я тоже считаю, что это так, – сказал «НГ» эксперт. – Я лично знал этого человека, это был очень порядочный офицер». Обратил внимание Костоев и на обстоятельства покушения: «Не могу понять, почему менее значимые чиновники в той обстановке, которая существует в Ингушетии, ездят на бронированных машинах, а секретарь Совета безопасности, который стоит в авангарде жестокой борьбы с бандитизмом, ездит на «Жигулях». Вот на такой машине ездит человек, который каждый день своей жизни посвятил себя борьбе с этим опасным явлением».
С 1994 года Ахмед Котиев работал в городе Печора республики Коми заместителем начальника исправительной трудовой колонии. Затем в Ингушетии стал участковым уполномоченным в селении Пседах Малгобекского района, после чего занял пост замначальника криминальной милиции ГОВД Малгобека. С 2000 по 2002 год – замначальника Управления уголовного розыска МВД Ингушетии. С 2007 по 2009 год являлся начальником ГОВД города Назрань, однако затем по указанию временного министра МВД по Ингушетии был отстранен от занимаемой должности. 18 апреля 2011 года глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров назначил Ахмеда Котиева секретарем Совета безопасности республики. За время работы Котиева на этом посту к мирной жизни вернулись более 50 участников НВФ.