Фото Reuters
Законность вывозимых из России водных биоресурсов впредь придется подтверждать сертификатом, который будет выдавать Росрыболовство. Таким способом правительство намерено перекрыть каналы браконьерских поставок морских деликатесов за границу. Эксперты сомневаются, что эта мера остановит незаконный промысел и сократит размах браконьерства, принявшего в Дальневосточном регионе угрожающие масштабы.Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому Росрыболовство уполномочено выдавать сертификаты на вывозимые из России в Китай и Японию живые морские ресурсы. Выдача сертификатов была предусмотрена соглашениями, заключенными между правительствами РФ, Китая и Японии еще в 2012 году.
Схема взаимодействия проста: уполномоченные органы двух стран в течение полусуток с момента выдачи экспортеру сертификата направляют друг другу его копию. Проверяется подлинность оригинала документа, а также соответствие сведений о наименовании судна, количестве и наименовании ввозимых биоресурсов, указанных в удостоверении, информации, заявленной в порту государства, на территорию которого идет поставка. Затем ведомства уведомляют друг друга о результатах проверки и принятом решении о ввозе или его запрете. Сейчас такой порядок действует с Северной и Южной Кореями.
Но, несмотря на договоренности, масштабы браконьерства в Дальневосточном регионе потрясают. В первом полугодии 2013 года в Японию было ввезено около 17,8 тыс. тонн водных биоресурсов, в том числе 8,6 тыс. тонн – камчатского краба. А по данным российской таможни – всего 603 тонны. Япония была завалена браконьерским крабом и в конце прошлого года. Оптовая закупочная цена на камчатского краба и краба-стригуна упала в 2,4–3 раза. Сейчас живого камчатского краба покупают по цене 8 долл. за 1 кг, а стригуна – по 3–4 долл. Аналогичная ситуация и по Китаю.
«Эти соглашения еще не ратифицированы и, значит, пока не вступили в силу, – отмечает директор Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности Александр Сухаренко. – Для того чтобы предлагаемый правительством механизм заработал, необходимо встречное движение со стороны партнеров. Но рассчитывать на инициативное участие зарубежной стороны в борьбе с контрабандой российских биоресурсов не стоит. Экономические выгоды для стран Северо-Восточной Азии от непрекращающегося потока незаконно добытой морепродукции по демпинговым ценам очевидны, ведь именно доходы от ее реализации позволили динамично развиваться прибрежным поселениям этих стран».
Бизнесмены, занимающиеся крабовым промыслом, согласны, что государство последним постановлением пытается контролировать в основном законопослушных рыбаков. Принятый механизм может стать эффективным лишь тогда, когда страны-импортеры начнут требовать такой сертификат не только от российских поставщиков, но и от судов под флагами третьих стран, заходящих в порты с морской живностью.
Как сообщала ранее «НГ» (см. номер от 12.07.13), ежегодный объем неучтенного экспорта водных биоресурсов в Дальневосточном бассейне составляет не менее 15–30 млрд. руб. Для сравнения: эта цифра превышает сальдированный доход всего рыбохозяйственного комплекса России за 2011 год и составляет более 15% годового оборота всех рыбопромышленных предприятий.
Эксперты отмечают, что сейчас невозможно получить доказательства незаконного пересечения госграницы и контрабанды на капитанов судов, зарегистрированных под «удобными флагами» и рыбачащими в пределах 12-мильной зоны. Судовые и промысловые журналы на таких судах или не ведутся, или данные в них искажаются. Иностранный флаг позволяет браконьерскому судну, даже при нахождении в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России, не иметь на борту средства спутникового контроля, разрешения на промысел, судовых суточных донесений, прохождения контрольных точек и т.д. А в случае обнаружения на борту краба, ежа или других особо ценных морских деликатесов, капитаны представляют документы об их приемке за пределами ИЭЗ либо транспортировке из иностранного порта.
По данным собеседника «НГ», до 2012 года Япония направляла России информацию о заходах в страну наших судов для выгрузки улова и произведенной из него продукции, делилась копиями грузовых таможенных деклараций, предъявленных капитанами судов. Но информация приходила с большим опозданием, нивелируя ее для оперативников. Эти бумаги не давали полной информации о том, что конкретно вывезли за границу, была ли отгружена продукция в упаковке или без нее и т.д. Китай еще более неохотно идет на контакт: на 22 запроса, направленных в 2011 году из России в Министерство общественной безопасности КНР, ответы до сих пор не пришли.
Владивосток