«Русские зачистки» стали привычным явлением в городе на Неве. Фото из группы «Русские зачистки» в соцсети ВКонтакте
Вчера петербургские адепты пастафарианской религии, поклоняющиеся Летающему Макаронному Монстру, отнесли продуктовые передачи в отдел полиции на Бухарестской улице – для мигрантов-нелегалов. Такие же передачи сейчас получают по всему городу жители бывших советских республик, ждущие депортации.Основатель пастафарианской общины в районе Купчино – Владимир Волохонский, известный активист, координатор группы «Помощь задержанным». Эта группа помогает участникам политических акций, попавшим в полицию, защищает их в судах. Новое направление – защита мигрантов – смутило многих: одно дело – солидарность с «политическими», другое – трата средств на «проблемный» контингент, наличие которого в городе создает напряженность.
Впрочем, параллельно оказывается помощь и непримиримым врагам «понаехавших». Известный националист Николай Бондарик организовал недавно серию «Русских зачисток» – рейдов на рынки с опрокидыванием «азиатских» лотков. Когда за это он попал в кутузку, Волохонский передал ему продукты, среди которых была маца (Бондарик не скрывает своих черносотенных взглядов). «Сам я ее не ел, – поведал Бондарик корреспонденту «НГ», – перекрестил, а сокамерники съели. Нормально, я и сам белоленточникам еду возил, когда они в ментовках сидели – это на воле можно собачиться. А вот мигрантам помогать не буду. Государство впускает их, пусть оно о них заботится. Голодом морить нельзя, а депортировать надо».
Последняя «Русская зачистка» прошла в воскресенье на Сенном рынке, полиция задержала 18 «русских патриотов».
Тем временем в городе идут облавы на гастарбайтеров. Переполнен Центр временного содержания. Гости с юга, которые не могут доказать свой легальный статус, размещаются по отделам полиции, по службам судебных приставов. Суды не справляются с нагрузкой – в пятницу судебные заседания длились до 23 часов. Активистами зафиксированы случаи: родня гастарбайтера принесла в суд нужные документы, но решение о депортации уже вынесено. Порой не могут связаться с соотечественниками те, кто уже купил им билет на родину – и нелегалы подолгу занимают койки, куда можно было бы поместить «новеньких».
В УФМС заявляют, что ситуация штатная, статистика ничем не отличается от аналогичного периода прошлого года. «О том, что одного центра содержания мало, мы говорим давно. Но лагеря, подобного Гольянову, в Петербурге не будет», – утверждает Оксана Новикова из пресс-службы УФМС.
Активисты из «Помощи задержанным» и других правозащитных групп дежурят у судов, принимают звонки на горячей линии. В числе проблем они называют следующие: языковые трудности и нехватку переводчиков, невозможность общественного контроля за условиями содержания, неразбериху в инстанциях. «Мы пытаемся отслеживать, куда людей увезли, есть ли еда, питье, на чем спать, – говорит активистка Александра Крыленкова. – Мы по своему опыту знаем, каково там с условиями для сна, с гигиеной. Но мы более защищены, знаем законы, за нас вступаются соратники – а эти люди, по сути, бесправны, хотя даже у опасных преступников есть свои права. Сейчас хватают всех иностранцев подряд, в том числе вполне легальных. Вопрос, нужна ли миграция вообще, не наш. Но если общество привыкнет к тому, что с какой-то группой людей можно творить беззаконие, то его будут творить и с нами».
Владимир Волохонский считает, что акция отвечает основам его новой религии: «Истинный пастафарианец ценит наслаждение пищей и принесет ее страждущим. Меня удивляет, что христиане считают мое поведение нестандартным. А средства, собранные на помощь политактивистам, мы не тратим – это было бы некорректно».
Что касается национальных диаспор, то тут особой активности не заметно. Их руководители (например, Ахтан Махмадов из таджикского землячества) в один голос утверждают, что большинство их земляков живет в городе легально, а если и случаются инциденты, то «Закон есть закон. Нарушил – отвечай».
Санкт-Петербург