Власти Петербурга фактически оставили жителей без велопарковок. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
К концу этого месяца в районах Петербурга должны были поставить 300 велопарковок. В качестве шага на пути развития велотранспорта – как экономичного и снижающего нагрузку на дорожную сеть. Затея кончилась провалом, который на днях публично признала только администрация Адмиралтейского района.Затраты на эти металлические модули в масштабе мегаполиса не столь велики – 6 млн. руб. Но проблема стала почти политической. Когда власть отчиталась в наличии уже 70 парковок, велосипедисты впали в гнев – ставить туда «железных коней» оказалось неудобно, прикреплять их замками – практически невозможно, более того, модули по своей конструкции оказались опасны для спиц и колес. Поскольку среди недовольных велосипедистов оказались не только лидеры велодвижений, но и депутат Заксобрания Ольга Галкина и другие известные муниципальные деятели – тему не удалось замять. В Адмиралтейском районе обещали поставить более удачные модули.
Велосипедизация города давно стала головной болью для властей. В свое время экс-губернатор города Валентина Матвиенко, побывав в Нидерландах, рассказала, как там все ездят на велосипедах, – в Петербурге, мол, это тоже нужно для европейского имиджа. Результатом стала первая велодорожка в спальном районе на проспекте Луначарского. Подарка от Смольного велосипедисты, число которых из года в год растет почти в геометрической прогрессии (сейчас около 1,5 млн. веловладельцев), не оценили.
Во-первых, не была решена проблема поездок в центр. Во-вторых, дорожку сделали без велопереходов на перекрестках (хотя в ПДД знак «Пересечение с велодорожкой» имеется). Но ободренное первой ласточкой движение «ВелоПитер» разработало в 2008–2009 годах велоконцепцию, щадящую городской бюджет, – во многих местах, утверждали они, проблема решается разметкой и минимальным переоборудованием. Есть широкие набережные, а также тротуары вдоль промзон и больших проспектов, удаленные от жилых домов, – там почти нет пешеходов. Де-факто эти территории велосипедисты уже оккупировали, поскольку разрешенная езда по проезжей части с большим грузовым трафиком элементарно опасна для байкеров. В центре же есть улицы с большим потоком пешеходов и со слабым автодвижением (но там стоят припаркованные в два-три ряда машины, в том числе под запретительными знаками).
«ВелоПитер» предлагал использовать практику Финляндии, где есть понятие «велопешеходные дороги», а также зарубежный опыт платных и бесплатных парковок. Проект лег под сукно. Аргументация такая: неприспособленность узких улиц в центре, безопасность и террористическая угроза (дорожки вдоль правительственных трасс), суровый климат, где ездить можно только летом. Но, например, тогдашний генконсул Литвы Эдвардас Баярунас утверждал, что для него, заядлого велосипедиста, Петербург очень удобен – даже в центре улицы намного шире, чем в средневековом Вильнюсе. «Вам не хватает разметки и дорожных знаков», – говорил Баярунас. Петербуржцы, привыкшие ездить в Финляндию на выходные, не понимают, чем отличается здешний климат от финского, где велодвижение круглогодично и велопарковки везде – от супермаркетов до МИДа. Да и в Ленобласти на велосипедах круглый год возят почту по деревням или ездят в сельпо.
Есть и другая версия неудачи активистов «ВелоПитера». Как им неофициально объяснили, причина была… в дешевизне проекта: «Если бы речь шла о больших миллиардах, то у кого надо – был бы интерес. А тут копейки». Тем не менее Смольный заявил в 2011 году о создании программы велоразвития.
Угрозу же терроризма принято принимать как данность. Корреспондент «НГ» уже при губернаторе Георгии Полтавченко обращался в Смольный на тему велопарковки. У Заксобрания (Мариинский дворец) это во многом сняло бы сложности с автопарковкой на ближних улицах, забитых машинами. Письмо переадресовали в районную администрацию, в ответ – тишина уже несколько месяцев. В кулуарах дворца рассказали, что спикер Вячеслав Макаров – противник этой парковки. На Исаакиевской, считает он, «проходят государственные мероприятия». Это подтвердил в разговоре советник спикера Ватаняр Ягья: «Вы же понимаете, вопросы безопасности». Чем модули с велосипедами опаснее огромных недавно установленных каменных чаш с туями, машин или прохожих – непонятно.
Лидер движения «Красивый Петербург» Красимир Врански объясняет «велофобию» властей спецификой ментальности: «Они странно видят мир. Ведь бывают за границей, но велики для них – игрушка для детей на даче. То, что это транспорт, их умам недоступно». По словам Врански, все же можно говорить о прорыве: программу велосипедизации уже собрались свернуть. Адепты велосипедов собрались «по тревоге» и решили привлечь массы горожан. В первый день по призыву «красивых петербуржцев» власти получили сотню запросов. На пятый – перестали справляться с обработкой: зашкалило за 1500. Пришлось что-то делать, но пока результат – «блин комом» с парковками. А отвечающий за велосипедизацию Олег Новиков из Комитета по развитию транспортной инфраструктуры твердо убежден, что велосипеды как транспорт в городе не подходят.
Но в силу слаборазвитого метро и наземного транспорта (а также роста цен на проезд в них и цен на бензин) велосипед уже становится реальной альтернативой, это видно на улицах. Путь из не самого дальнего района Охты до Эрмитажа в час пик занимает на общественном транспорте около полутора часов, почти столько же на авто, а на велосипеде не больше 35–40 минут. Внутри районов, многие из которых размерами с областной центр, поездки из одного конца в другой тоже становятся популярными. Есть еще один стихийный фактор – все больше велосипедистов-гастарбайтеров, особенно близ рынков и строек. В условиях неурегулированности ситуации и равнодушия ГИБДД они хаотично ездят по дворам и улицам.
Михаил Михайлов из «ВелоПитера», посетивший на двух колесах десятки стран и городов, говорит: «Как-то в Эстонии наши ребята выпили пива в уличном кафе. Подошел полицейский и сказал, чтобы они не садились на велы – иначе он обязан их оштрафовать. Полиция должна пресекать нарушения. Петербург становится велосипедным, этого уже не запретить, значит, надо решать. По принципу субсидиарности. Если что-то может быть решено и профинансировано на муниципальном уровне – я о велопарковках, то должно решаться на нем. Дорожки – районная и городская епархия. Поправки в ПДД – федеральная».
Тем временем то на одной, то на другой улице города по ночам появляется велосипедная разметка. Партизанит движение «Весна» при одобрении «Велосипедизации Петербурга» и того же «ВелоПитера». Они не изобретают велосипеда – так лет 50 назад действовали велофанаты в Дании, сейчас одной из велосипеднейших стран Европы.
Санкт-Петербург