0
2560
Газета Регионы России Интернет-версия

09.08.2013 00:01:00

Партизанские тропы питерских велосипедистов

Тэги: петербург, транспорт, велосипед


петербург, транспорт, велосипед Власти Петербурга фактически оставили жителей без велопарковок. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

К концу этого месяца в районах Петербурга должны были поставить 300 велопарковок. В качестве шага на пути развития велотранспорта – как экономичного и снижающего нагрузку на дорожную сеть. Затея кончилась провалом, который на днях публично признала только администрация Адмиралтейского района.
Затраты на эти металлические модули в масштабе мегаполиса не столь велики – 6 млн. руб. Но проблема стала почти политической. Когда власть отчиталась в наличии уже 70 парковок, велосипедисты впали в гнев – ставить туда «железных коней» оказалось неудобно, прикреплять их замками – практически невозможно, более того, модули по своей конструкции оказались опасны для спиц и колес. Поскольку среди недовольных велосипедистов оказались не только лидеры велодвижений, но и депутат Заксобрания Ольга Галкина и другие известные муниципальные деятели – тему не удалось замять. В Адмиралтейском районе обещали поставить более удачные модули.
Велосипедизация города давно стала головной болью для властей. В свое время экс-губернатор города Валентина Матвиенко, побывав в Нидерландах, рассказала, как там все ездят на велосипедах, – в Петербурге, мол, это тоже нужно для европейского имиджа. Результатом стала первая велодорожка в спальном районе на проспекте Луначарского. Подарка от Смольного велосипедисты, число которых из года в год растет почти в геометрической прогрессии (сейчас около 1,5 млн. веловладельцев), не оценили.
Во-первых, не была решена проблема поездок в центр. Во-вторых, дорожку сделали без велопереходов на перекрестках (хотя в ПДД знак «Пересечение с велодорожкой» имеется). Но ободренное первой ласточкой движение «ВелоПитер» разработало в 2008–2009 годах велоконцепцию, щадящую городской бюджет, – во многих местах, утверждали они, проблема решается разметкой и минимальным переоборудованием. Есть широкие набережные, а также тротуары вдоль промзон и больших проспектов, удаленные от жилых домов, – там почти нет пешеходов. Де-факто эти территории велосипедисты уже оккупировали, поскольку разрешенная езда по проезжей части с большим грузовым трафиком элементарно опасна для байкеров. В центре же есть улицы с большим потоком пешеходов и со слабым автодвижением (но там стоят припаркованные в два-три ряда машины, в том числе под запретительными знаками).
«ВелоПитер» предлагал использовать практику Финляндии, где есть понятие «велопешеходные дороги», а также зарубежный опыт платных и бесплатных парковок. Проект лег под сукно. Аргументация такая: неприспособленность узких улиц в центре, безопасность и террористическая угроза (дорожки вдоль правительственных трасс), суровый климат, где ездить можно только летом. Но, например, тогдашний генконсул Литвы Эдвардас Баярунас утверждал, что для него, заядлого велосипедиста, Петербург очень удобен – даже в центре улицы намного шире, чем в средневековом Вильнюсе. «Вам не хватает разметки и дорожных знаков», – говорил Баярунас. Петербуржцы, привыкшие ездить в Финляндию на выходные, не понимают, чем отличается здешний климат от финского, где велодвижение круглогодично и велопарковки везде – от супермаркетов до МИДа. Да и в Ленобласти на велосипедах круглый год возят почту по деревням или ездят в сельпо.
Есть и другая версия неудачи активистов «ВелоПитера». Как им неофициально объяснили, причина была… в дешевизне проекта: «Если бы речь шла о больших миллиардах, то у кого надо – был бы интерес. А тут копейки». Тем не менее Смольный заявил в 2011 году о создании программы велоразвития.
Угрозу же терроризма принято принимать как данность. Корреспондент «НГ» уже при губернаторе Георгии Полтавченко обращался в Смольный на тему велопарковки. У Заксобрания (Мариинский дворец) это во многом сняло бы сложности с автопарковкой на ближних улицах, забитых машинами. Письмо переадресовали в районную администрацию, в ответ – тишина уже несколько месяцев. В кулуарах дворца рассказали, что спикер Вячеслав Макаров – противник этой парковки. На Исаакиевской, считает он, «проходят государственные мероприятия». Это подтвердил в разговоре советник спикера Ватаняр Ягья: «Вы же понимаете, вопросы безопасности». Чем модули с велосипедами опаснее огромных недавно установленных каменных чаш с туями, машин или прохожих – непонятно.
Лидер движения «Красивый Петербург» Красимир Врански объясняет «велофобию» властей спецификой ментальности: «Они странно видят мир. Ведь бывают за границей, но велики для них – игрушка для детей на даче. То, что это транспорт, их умам недоступно». По словам Врански, все же можно говорить о прорыве: программу велосипедизации уже собрались свернуть. Адепты велосипедов собрались «по тревоге» и решили привлечь массы горожан. В первый день по призыву «красивых петербуржцев» власти получили сотню запросов. На пятый – перестали справляться с обработкой: зашкалило за 1500. Пришлось что-то делать, но пока результат – «блин комом» с парковками. А отвечающий за велосипедизацию Олег Новиков из Комитета по развитию транспортной инфраструктуры твердо убежден, что велосипеды как транспорт в городе не подходят.
Но в силу слаборазвитого метро и наземного транспорта (а также роста цен на проезд в них и цен на бензин) велосипед уже становится реальной альтернативой, это видно на улицах. Путь из не самого дальнего района Охты до Эрмитажа в час пик занимает на общественном транспорте около полутора часов, почти столько же на авто, а на велосипеде не больше 35–40 минут. Внутри районов, многие из которых размерами с областной центр, поездки из одного конца в другой тоже становятся популярными. Есть еще один стихийный фактор – все больше велосипедистов-гастарбайтеров, особенно близ рынков и строек. В условиях неурегулированности ситуации и равнодушия ГИБДД они хаотично ездят по дворам и улицам.
Михаил Михайлов из «ВелоПитера», посетивший на двух колесах десятки стран и городов, говорит: «Как-то в Эстонии наши ребята выпили пива в уличном кафе. Подошел полицейский и сказал, чтобы они не садились на велы – иначе он обязан их оштрафовать. Полиция должна пресекать нарушения. Петербург становится велосипедным, этого уже не запретить, значит, надо решать. По принципу субсидиарности. Если что-то может быть решено и профинансировано на муниципальном уровне – я о велопарковках, то должно решаться на нем. Дорожки – районная и городская епархия. Поправки в ПДД – федеральная».
Тем временем то на одной, то на другой улице города по ночам появляется велосипедная разметка. Партизанит движение «Весна» при одобрении «Велосипедизации Петербурга» и того же «ВелоПитера». Они не изобретают велосипеда – так лет 50 назад действовали велофанаты в Дании, сейчас одной из велосипеднейших стран Европы.   

Санкт-Петербург

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
457
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
519
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
313
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
399

Другие новости