Фото с официального сайта партии "Яблоко"
Самым «богатым» оппозиционным кандидатом на пост мэра Москвы, как выяснила «НГ», является блогер Алексей Навальный, готовый потратить до 35 млн. руб. Самой бюджетной может стать кампания первого зампреда КПРФ Ивана Мельникова с 25 млн. Эксперты считают, что для кандидатов это не так важно. В этой кампании важна не победа, а набранный процент – от него будут зависеть их дальнейшие перспективы в своих партиях, а в некоторых случаях и свобода.Из собранных 35 млн. руб. Алексей Навальный потратил 15 млн., рассказал «НГ» его финансовый уполномоченный Владимир Ашурков. Навальный сделал упор на агитационные кубы и встречи с избирателями, график которых плотный: обрабатывается по нескольку районов и станций метрополитена в день.
Впечатления от мероприятий двойственные: с одной стороны, они напоминают предвыборные кампании в демократических странах мира, с другой – все портит охват. Ведь на встречу редко приходят более 100–150 человек, в то время как среднее население одного района примерно в тысячу раз больше. Московские СМИ подобные события освещают слабо, поэтому большинство москвичей, как правило, едва знают главного, по мнению СМИ, оппозиционного кандидата в мэры.
К схожей тактике прямых встреч с избирателями прибегает и кандидат от КПРФ Иван Мельников. Несмотря на усилие актива КПРФ, на местах встречи эти, похоже, малоинтересны москвичам – к примеру, на недавнее выступление кандидата в Измайловском парке пришли около 150 человек. Хотя за несколько дней до события весь парк был увешан объявлениями о дате и месте встречи.
По словам пресс-секретаря Мельникова Павла Щербакова, на счету коммуниста сейчас денег практически нет, но примерные затраты на кампанию оцениваются в 20–25 млн. руб. Эксперты считают, что подобные оценки связаны с имиджем коммунистов как «защитников интересов рабочего класса», – мол, все просто и без излишеств. Такие выводы подчеркивает и показанный ранее в программе «Вести-Москва» сюжет о визите Мельникова на фабрику «Большевичка», во время которого последний признался, что много лет носит сшитый на фабрике костюм. Работницы цеха смотрели на него с некоторым недоумением.
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин и председатель «Справедливой России» Николай Левичев намерены потратить на предвыборную кампанию около 30 млн. руб., сообщили «НГ» в их штабах. Митрохин проводит агитацию на пост мэра в своем обычном стиле «борца за права москвичей» – в таком духе выдержаны и его билборды. Пресс-служба партии в ежедневном режиме сообщает журналистам о борьбе Митрохина со сносом исторических зданий, парковок, «инспекциях» парков или же, напротив, помощи в сносе незаконно установленных заборов.
Об избирательной кампании Николая Левичева слышно немного – пока практически во всех районах Москвы появились раздатчики рекламных листовок с агитацией в его пользу. А социальные сети облетел агитационный плакат, где кандидат пытается писать что-то перьевой ручкой в электронном планшете – до сих пор непонятно, был ли это просчет или же спланированный пиар-ход. Руководитель аппарата «Справедливой России» Руслан Татаринов заявил «НГ», что в ближайшем месяце начнется агитация Левичева в СМИ – на двух столичных телеканалах и нескольких радиостанциях.
Профессиональные политтехнологи, услышав о сумме в 30 млн. руб., хватаются за голову. «Реальная стоимость агитации в городе-миллионнике обойдется в полмиллиарда рублей, – говорит политтехнолог Ярослав Греков. – Исходя из опыта кампаний в Москве, в месяц только на уличную агитацию надо тратить по 50 миллионов рублей, 30 миллионов уходит на рекламу в Интернете, еще 50 миллионов на наружную рекламу, около 30 миллионов на тексты в СМИ, не говоря о других затратах». По словам Грекова, в этом смысле у Навального есть преимущество в виде большого количества людей, готовых агитировать за него бесплатно.
Другой известный политтехнолог, просивший не указывать его имени, заявил «НГ», что даже самая минимальная агиткампания не может стоить менее 150 млн. руб. в месяц: «Предвыборная газета, напечатанная тиражом 4 миллиона экземпляров, с распространением обойдется в 14 миллионов рублей. Еще нужно около 200–300 билбордов стоимостью по 45 тысяч рублей каждый. Участие в телепрограммах еще дороже: например, на думских выборах это стоило 3–4 миллиона рублей в одной программе».
Источники «НГ» в администрации президента называют кампании Левичева и Мельникова откровенно слабыми, что вызывает в ведомстве удивление: «Понятно, что их попросили участвовать для общей палитры, но несистемные оппозиционеры Митрохин и Навальный на их фоне смотрятся гораздо более выигрышно».
По данным соцопросов, шансов на убедительную победу над врио мэра Москвы Сергеем Собяниным пока нет ни у одного из оппозиционных кандидатов, однако интрига с итоговым процентом голосов остается. Тем более что для Навального, как считают многие, эти мэрские выборы могут оказаться последними перед тюремным заключением.
«У Навального две проблемы – небольшой объем желающих посещать встречи с ним и репутация проамериканского и не совсем честного политика, которая была создана провластными СМИ в глазах обывателей», – объяснил «НГ» замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «А вот хотя для Левичева и Мельникова кампании и могут на первый взгляд казаться неважными, но это не так – от полученного на выборах результата будет зависеть их личное положение в партии», – считает эксперт. Если же брать Митрохина, то ему будет крайне сложно выйти за рамки традиционного яблочного электората, а значит, его главным конкурентом за голоса все-таки является Навальный, резюмирует политолог.