Вместо ордера на квартиру офицерам теперь будут выдавать банковский чек. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
На сайте Минобороны появился долгожданный проект закона, согласно которому ведомство предлагает обеспечивать офицеров и прапорщиков, имеющих право на приобретение жилья, не реальными квартирами, а денежными выплатами. Определено, что военнослужащим «единовременная денежная выплата (ЕДВ) предоставляется при отсутствии возможности обеспечить их жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства в соответствии с законодательством РФ».Сегодня 35 тысяч кадровых военнослужащих не могут быть уволены по закону без предоставления жилья и имеют право получить квартиры, где захотят. Однако после подписания президентом Владимиром Путиным предложенного Министерством обороны закона ситуация изменится.
Вместо ожидаемых квартир военные получат ЕДВ и будут отправлены в запас. Еще при прежнем главе военного ведомства Анатолии Сердюкове был разработан проект соответствующего закона, по которому нуждающемуся в жилье военнослужащему предлагалась квартира, а в случае отказа от нее ему выдавали бы ЕДВ. Законопроект проходил многочисленные согласования, но так и не был внесен в Госдуму, поскольку у документа было много противников в других силовых структурах, а также в думском комитете по обороне. Глава комитета адмирал Владимир Комоедов заявил тогда «НГ», что такой закон не будет поддержан в Госдуме (см. номер от 08.05.13). Свое отрицательное отношение к новому законопроекту Минобороны о жилье он также высказал совсем недавно, после посещения Военной академии Генштаба. «Этот документ, мягко говоря, вызывает у людей в армии недовольство», – сказал депутат. По его словам, с введением новой системы у военнослужащих появятся сложности с покупкой жилья в Москве и Петербурге. А здесь в очереди на жилье стоят более 9 тыс. офицеров и генералов.
Нынешний законопроект гораздо жестче предложенного Сердюковым. Согласно его положениям, выдача бездомному военнослужащему ЕДВ станет основной формой реализации жилищных прав военных. Пункт 6 статьи 15 гласит: «Военнослужащие – граждане и совместно проживающие с ними члены их семей, признанные нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более обеспечиваются единовременной денежной выплатой на приобретение или строительство жилого помещения (далее – единовременная денежная выплата), предоставляемой из федерального бюджета». «Право на единовременную денежную выплату предоставляется гражданам, указанным в настоящем пункте, только один раз, – говорится в документе. – Предоставление гражданам, указанным в настоящем пункте, единовременной денежной выплаты является исполнением государством своих обязательств по обеспечению жилыми помещениями указанных граждан».
Переход к такой системе, считают в Минобороны, «позволит свести к минимуму расходы, связанные с приобретением и строительством жилых помещений, содержанием незаселенных квартир и избавиться от не свойственной Минобороны функции по строительству жилья». При этом как положительное подчеркивается, что, имея ЕДВ, офицер по своему выбору сможет приобретать квартиру там, где захочет. Правда, непонятно главное – какой величины будет ЕДВ и соответственно хватит ли у офицера денег на приобретение жилья.
Как заверял ранее заместитель министра обороны Руслан Цаликов, эта сумма должна быть не менее 3 млн. руб.: «Есть некие ограничения снизу и сверху, сверху – некие возможности бюджета, а снизу, если мы говорим о холостом человеке, то 3 миллиона – это нижний предел. Если берется цена квадратного метра средняя по России, это 33 тысячи рублей, а если среднерыночная – 55 тысяч рублей». Между тем в законе о подобных цифрах речь не идет. Лишь записано, что «норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты определяется правительством РФ».
Известно, как правительство определяло стоимость государственного жилищного сертификата (ГЖС), введением которых предполагало решить жилищную проблему в армии. Стоимость ГЖС оценивалась, как правило, ниже среднерыночной, по данному документу приобрести жилье в большом городе военнослужащему было весьма трудно. Судя по предлагаемому Минобороны проекту закона, идея обеспечения жильем через ЕДВ ничем не отличается от той, что существовала (и существует), когда правительство печатало ГЖС. Но от ГЖС военные имели право отказаться. От ЕДВ они не откажутся, поскольку, кроме определенного количества денег, для бездомных офицеров и прапорщиков почти ничего в законе не предусмотрено. Предоставлять реальные квартиры военнослужащим, написано в законопроекте, Минобороны и другие силовые ведомства могут только «при наличии такой возможности». А если возможности нет, и квартир для бездомных военных не будет. Правда, расширены права военнослужащих по вступлению в жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Но их по России, к сожалению, осталось не очень много. Значит, у военных, получивших ЕДВ, могут возникнуть проблемы.
Политолог Владимир Попов подчеркивает, что, ставя перед Минобороны на заседании Совбеза 5 июля различные задачи, Владимир Путин «ни словом не обмолвился об ЕДВ. Но заявил, что для военнослужащих «в дальнейшем квартиры должны предоставляться в плановом порядке, без сбоев».
Надо полагать, что если законопроект будет принят, то дальнейший успех начинания будет зависеть от правительства. Если оно утвердит обнародованные Русланом Цаликовым цифры, есть шанс на решение проблемы. Если они окажутся ниже ожидаемых, квартирный вопрос в армии вряд ли будет решен.