Марина Шемилина с января 2013 года – омбудсмен на общественных началах. Фото с официального сайта администрации Приморского края
Уполномоченный по правам предпринимателей в Приморье будет зарабатывать в год более 2,8 млн. руб. Депутаты Заксобрания сомневаются, что назначаемый главой региона госслужащий, к которому приравняли бизнес-омбудсмена, да еще и находящийся на содержании местной казны, будет независим.Законопроект, представленный региональному парламенту, дает право губернатору назначать на должность бизнес-защитника подходящего кандидата сроком на пять лет, но не более двух раз. Это должен быть человек старше 30 лет с высшим образованием. Он обладает правами на получение информации, обращение в суд для защиты субъектов предпринимательской деятельности, на внесение мотивированных предложений в органы исполнительной власти, на прием руководителями различных органов и организаций и др.
Бизнес-омбудсмен Марина Шемилина на общественных началах работает в Приморье с января 2013 года. Принятие краевого закона, по ее мнению, значительно расширяет права уполномоченного.
На содержание бизнес-омбудсмена и его команды (девять человек) из краевой казны предполагается выделять более 14,3 млн. руб. в год. Сам защитник будет зарабатывать ежегодно более 2,8 млн. руб. в год. Это, по подсчетам «НГ», заметно больше, чем зарплата мэра краевого центра (1,2 млн. руб.), и сопоставимо с годовым доходом большинства вице-губернаторов.
«Медицинские работники в Приморье в среднем получают около 36 тысяч рублей, – подсчитал депутат от КПРФ Артем Самсонов. – Как вы считаете, это справедливо?» Шемилина предпочла не отвечать на столь личный вопрос. А представитель губернатора в краевом парламенте Елена Смольникова считает, что крамолы в этом нет: оплата труда бизнес-омбудсмена рассчитана исходя из положений реестра о государственной гражданской службе в крае.
«Вопрос о зарплате не праздный. У нас предельный дефицит бюджета, вполне возможно, что по итогам года мы не сможем профинансировать полностью ряд статей, – поддержал коммуниста единоросс Дмитрий Новиков. – Кроме того, не до конца понятно, какую конкретно помощь предпринимателям может оказать бизнес-омбудсмен».
Депутата-единоросса Петра Журавлева смутили требования к кандидату: быть бизнес-омбудсменом, но не иметь практики работы в предпринимательстве – это парадокс. «Эта должность в Приморье необходима: у нас продолжают кошмарить бизнес. Проблемы взаимоотношения власти и бизнеса нужно решать. Должен быть человек, который представлял бы интересы предпринимателей, он обязан иметь авторитет среди бизнесменов, – заметил парламентарий. – Порядок назначения на эту должность нужно изменить: Заксобрание должно участвовать в назначении бизнес-омбудсмена. Скажем, губернатор представляет кандидатуру, а краевой парламент ее утверждает». Депутат сомневается, что госчиновник, назначенный губернатором, сможет быть независимым от руководства края.
Марина Шемилина до назначения на эту должность была известна в Приморье как руководитель Лиги торговых предпринимателей. Решение губернатора Приморья Владимира Миклушевского разделило региональную бизнес-среду. Представители «Опоры России» открыто заявили, что это не лучший выбор. С именем Шемилиной связан скандал, упоминаемый в отчете Счетной палаты РФ по итогам подготовки Владивостока к саммиту АТЭС-2012. За снос принадлежащего ей супермаркета, попавшего в зону строительства саммитовских объектов, она получила из бюджета треть (55,9 млн. руб.) от общей суммы, выплаченной за всю мешавшую строительству недвижимость. Баллотируясь в Думу Владивостока, Шемилина возглавила рейтинг кандидатов-миллионеров.
Итоги полугодовой работы уполномоченного не впечатляют. Принято полсотни обращений, по семи начаты административные дела; по четырем жалобам возбуждены уголовные дела; в одном случае благодаря хлопотам бизнес-омбудсмена была изменена мера пресечения находящегося под следствием предпринимателя; сформулированы четыре поправки в федеральное законодательство. Шемилина объяснила скромность результатов тем, что краевое предпринимательское сообщество еще не знает о существовании бизнес-омбудсмена.
Согласно официальной статистике, кривая экономических преступлений в Приморье ползет вниз (минус 15%), в 2012 году они составили четверть от общего числа правонарушений. В основном это кражи и мошенничество. Эксперты полагают, что цифры не раскрывают истинной картины: в начале 2000-х годов приморский бизнес, по оценкам экспертов, ежегодно тратил на взятки до 1,5 млрд. руб., и с той поры мало что изменилось.
«За последние три года сократилась более чем в четыре раза выявляемость экономических преступлений, – замечает глава Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности Александр Сухаренко. – Сомневаюсь, что в самых криминализованных отраслях экономики края – лесной и рыбной – преступлений совершается так мало, как уверяет полиция. Полагаю, что на самом деле их количество не уменьшилось. Они либо просто не выявляются, либо укрываются правоохранителями от регистрации».
Владивосток