Фото Reuters
Такое впечатление, что к подготовке законопроекта приложили руку чиновники и политики, не заинтересованные в том, чтобы вводился запрет на госслужбу для уклоняющихся от выполнения воинского долга. Таких людей (в основном дети бизнес-элиты и чиновников) в России более 200 тыс. Владимир Путин, видимо, намерен эту цифру уменьшить. Но кто-то мешает. Если сравнивать законотворчество Госдумы с содержанием того, что предписывал в своем указе Путин (он подписал его 7 мая 2012 года сразу же после инаугурации), то бросается в глаза, что, во-первых, депутаты с подачи правительства приняли не совсем тот законопроект, который предлагал глава государства. Во-вторых, документ принят после активной подковерной борьбы в окружении главы государства и премьера Дмитрия Медведева с опозданием на год.
Подписывая свой указ о дальнейшем совершенствовании военной службы, Путин потребовал от правительства подготовить законопроект, в котором было бы прописано «предоставление преференций гражданам, прошедшим военную службу по призыву, при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении их в резерв управленческих кадров». Иными словами, президент потребовал изыскать дополнительные стимулы для бывших солдат, отбираемых на госслужбу. И потребовал это сделать в течение прошлого года. Но летом 2012 года против инициативы открыто выступил тогдашний вице-премьер Владислав Сурков. Он считал, что уклонистов нельзя ущемлять в их праве занимать посты на государственной службе, так как это, мол, противоречит Основному закону. «В соответствии с частью 4 статьи 31 Конституции РФ граждане страны имеют равный доступ к государственной службе», – отмечал тогда Сурков. Являясь в то время руководителем аппарата правительства, он, надо полагать, отстаивал эту позицию перед премьером. Оппоненты вице-премьера в Минобороны и военное лобби в лице депутата Госдумы Франца Клинцевича требовали другого. Были какие-то переговоры, уточнение позиций. А время шло…
В СМИ предположили, что правительство тормозит выполнение президентских указов, в том числе о совершенствовании военной службы. Может, это совпадение, но лишь после серии таких статей премьер 5 октября 2012 года подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта о повышении престижа и привлекательности службы по призыву. Но ни о каких преференциях, кроме получения бывшими солдатами второго образования, речь уже не велась. Такую позицию заняли и многие депутаты. В пояснительной записке думского комитета по обороне это объясняется тем, что «при конкурсном отборе предоставление каких-либо преференций одному из претендентов затруднительно, поскольку связать навыки, полученные во время службы в армии, с требованиями, предъявляемыми к государственному гражданскому служащему, не представляется возможным».
Заметим, что при обсуждении вопроса только депутат от ЛДПР Сергей Иванов предложил поддержать президентское предложение «о преференциях» и включить их в законопроект. Но комитет по обороне предложение отклонил: «В условиях острого дефицита призывного ресурса установление запрета на поступление на государственную гражданскую службу для граждан, не прошедших военную службу по призыву, представляется более эффективной мерой по сравнению с предоставлением гражданам, прошедшим военную службу по призыву, преимущества» зачисления на госслужбу.
Якобы жесткое положение, при котором уклонисты не могут стать госслужащими, должно быть реализовано через запись в военном билете. Депутаты подготовили поправку, при которой в военные билеты уклонистов после исполнения ими 27 лет вносится запись о том, что «они не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». С такой записью на госслужбу брать не будут. Сейчас ни у кого таких записей, конечно, нет. Значит, что нынешние уклонисты, которые находятся на госслужбе, будут ее продолжать.
«Зная большую загруженность военкоматов, а также учитывая коррупционные факторы, можно предположить, что поменять хорошие военные билеты уклонистов на «волчьи» будет весьма трудно. Тем более что в законопроекте записано, что «порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу». А такой пункт положения предстоит только разработать», – сказал «НГ» член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков. По его мнению, с введением запрета госслужбы для уклонистов они будут избирать другие методы «откоса» – по мнимой болезни, через покупку «хорошего» военного билета и т.п. «Запреты приняли, а действенные стимулы для тех, кто служит в армии, так и не ввели. Интересно, как президент отреагирует на такую ситуацию?» – задается вопросом эксперт.