Георгий Полтавченко (справа) поддерживает идею строительства нового города под Петербургом. Фото с официального сайта администрации Санкт-Петербурга
В Петербурге была презентована концепция города-спутника Южный, в пользу которого губернатор Георгий Полтавченко предложил Заксобранию изменить генплан Северной столицы. На послезавтра назначены депутатские слушания. Старт нового спутника вызывает споры и сомнения, хотя и считается решенным на высшем федеральном уровне.Территория, выкупленная под строительство, находится в Пушкинском районе города и частично в Ленинградской области, близ Киевского шоссе. Там сейчас поселок Кондакопшино, леса и болота. Девелоперы – компания «СТАРТ девелопмент» – сообщают, что в городе поселятся более 130 тыс. человек и будут созданы новые рабочие места. Их займут около 29 тыс. жителей самого города, еще примерно 80 тыс. – маятниковые мигранты, то есть жители из области и ближних спальных районов города. А жители Южного будут ездить работать в Питер.
Построят 4,1 млн. кв. м жилья, 3,1 млн. «квадратов» коммерческой недвижимости – паркинги, офисы, технопарки и торговые центры. А также, сообщал глава компании Андрей Назаров, в промзоне по соседству будут безвредные производства вроде пищевки и деревообработки.
Строительство начнется в 2015 году. В него будет вложено 176 млрд. руб., из них 33 млрд. даст город – «на инфраструктуру». Ленинградская область вкладывать не собирается, не считая нужным финансировать проект частной компании. Власти же Петербурга рассматривают Южный как толчок к развитию города и источник сверхдоходов.
Новый город близ Питера – дело знакомое. Еще при СССР построили Сосновый Бор – город для атомщиков Ленинградской АЭС (на месте полуживых деревень). По тем временам он стал образцовым: продумали инфраструктурные решения, уделялось внимание экологии, жить сюда приехали хорошие специалисты из всего Союза, и по сей день город по качеству жизни считается одним из лучших в области. Вот и сейчас на презентации говорили, что о Южном мечтают как о рае жители поселка Кондакопшино, где до сих пор нет газа. Другого способа провести газ в поселок рядом с Питером пока не нашлось.
Но тревогу забили экологи (соглашение о Южном было подписано в прошлом году). Оказалось, что под угрозой находятся редкие морошковые болота и Кондакопшинский лесной массив («легкие» южных районов). Девелоперы обещали пощадить часть леса и создать новые зеленые зоны.
Против проекта выступают «Яблоко» и эсэры. Они говорят о непродуманности транспортной схемы и неясности вообще всех деталей жизнедеятельности Южного – от занятости до социалки. Депутат Госдумы Оксана Дмитриева писала запрос губернатору, просила и прокуратуру проверить законность инвестиционного соглашения, по которому «город обязуется осуществить изменение законов под инвестора».
Негатив, судя по спорам в Сети, вызывает и само название Южный – девелоперы не отрицают, что без трудовых мигрантов при строительстве не обойтись. Что до новых рабочих мест – ведь и в нынешних границах Питера, по заверениям чиновников, «некому работать», кроме южан. Инвесторы, впрочем, обещают переименовать город, если захотят его жители.
В печати обсуждаются версии, связанные с принадлежностью «СТАРТ девелопмент» Захару Смушкину, совладельцу «Илим», его историческим связям с представителями городской и федеральной власти. Но вопросов к девелоперам, в общем, ни у кого нет, цель любого бизнеса – получение прибыли. Что касается городской власти – ее мотивы пока остаются неясными, а выгоды для Петербурга – призрачными. «Города-спутники – практика известная, но важна ясность целей и ориентации на привлечение тех или иных социальных групп, – сказал «НГ» эксперт Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Артем Калошин. – Важно учесть опыт такой агломерации, как Москва, чтобы не наступить на грабли».
Дмитрий Травин, профессор Европейского университета, доктор экономических наук, не уверен в успехе идеи: «Бюджетные вложения будут расти и расти, как это было не раз, например со стадионом на Крестовском, никаких рабочих мест не создадут. Власти города не умеют одновременно просчитывать такие вещи, как жилье, занятость и транспорт».
Санкт-Петербург