Работники жилищно-коммунальной сферы Подмосковья должны работать по лучшим столичным стандартам. Фото Zerkalo/PhotoXPress.ru
О проблемах жилищно-коммунального сектора Подмосковья знает не понаслышке каждый житель Московской области, и то, что на сегодняшний день коммунальное хозяйство в подмосковных районах находится в плачевном состоянии, ни для кого не новость. Претензии руководителям профильных ведомств и главам регионов, озвученные на недавнем Госсовете по ЖКХ президентом Владимиром Путиным, означают, что решение коммунальных проблем населения – первостепенная задача для руководителя каждого российского региона. А для новых лиц в региональной политике это практически «экзамен на профпригодность».В этом отношении временно исполняющему обязанности губернатора Московской области Андрею Воробьеву ничего не остается, как брать в свои руки эту запущенную проблему и добиваться реальных результатов в затянувшемся процессе модернизации отрасли ЖКХ Подмосковья.
Жилищно-коммунальное хозяйство досталось нам из советских времен, и оно действительно приходит в негодность. Можно бесконечно спорить о путях решения проблем ЖКХ, но от исполнительной власти сегодня требуются не только обещания, но и конкретные действия.
В сравнении с ЖКХ Москвы коммунальное хозяйство Московской области выглядит существенно более запущенным. И это притом что жители Подмосковья платят за услуги ЖКХ иногда в 1,5–2 раза больше, чем жители Москвы!
Андрей Воробьев соглашается с тем, что Подмосковью необходимо использовать московский опыт в сфере ЖКХ: «У нас есть хороший пример – это Москва. В столице сегодня реализуются очень амбициозные, масштабные программы по организации внутридворовых территорий, приведению в надлежащее состояние тротуаров, дорог и, конечно, наводится порядок непосредственно в самом жилищно-коммунальном хозяйстве».
Сегодня областные власти нацеливают муниципалитеты на то, чтобы цены на услуги ЖКХ были равными или меньшими, чем в Москве, и при этом их качество должно быть не хуже, чем в столице. По словам Андрея Воробьева, перед ЖКХ области сейчас стоят две главные задачи: модернизация котельных и повышение качества работы управляющих компаний.
К работе над предложениями в сфере ЖКХ, которые войдут в губернаторскую программу «Наше Подмосковье», подключен широкий круг экспертов. 5 июня Аналитический центр «Московский регион» провел в Доме правительства Московской области первое заседание открытого Экспертного совета по программе. Темой обсуждения стала «Среда обитания: ЖКХ, благоустройство, облик городов».
В работе Экспертного совета приняли участие министр подмосковного правительства по ценам и тарифам Марина Файрушина, первый замминистра строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области Павел Жданов, депутат Госдумы Светлана Журова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева, а также подмосковные чиновники, коммунальщики, общественники и другие эксперты совета.
Несмотря на то что протокол заседания оказался достаточно большим и запланированные организаторами выступления экспертов заняли довольно большое количество времени, всем желающим было дано слово для выступления.
Первый заместитель министра строительного комплекса и ЖКХ Московской области Павел Жданов обозначил для своего направления три ключевые задачи – создать реальный образ ЖКХ, повысить культуру потребления жилищно-коммунальных услуг и улучшить управление отраслью и качество подготовки управленцев: «Необходимо повысить культуру управления. Ведь что происходит сегодня? За последнее время количество образовательных учреждений, где готовят специалистов среднего звена для ЖКХ, уменьшилось. Более того, в России вообще нет учебного заведения, где знания могли бы получить руководители профильных предприятий, – заявил Жданов. – Во-вторых, не меньшего внимания заслуживает культура производства, система ее повышения также должна действовать на предприятиях. И, наконец, в-третьих, чрезвычайно важен вопрос культуры потребителя. Анализ обращений в наше министерство показывает, что примерно в 30% случаев их авторы, увы, не заглядывали в законы и постановления, а выставляют требования, исходя из собственных понятий».
Проблема «окультуривания» населения будет решаться средствами коммуникаций. Еще одним подспорьем в этом деле должен стать сайт «Наше ЖКХ в Подмосковье», который создатели обещают запустить 1 июля.
Как рассказал автор инициативы Антон Воропаев, в интернет-среде столицы существует аналогичный ресурс – «Наше ЖКХ в Москве», которым население столицы пользуется почти год. По словам Воропаева, столичный проект оказался востребованным из-за наличия калькулятора, позволяющего в зависимости от параметров жилого помещения рассчитать примерный размер платы за жилищно-коммунальные услуги.
Меры «обратной связи» с населением – еще одна важная задача для подмосковных властей. Сегодня, когда средства коммуникаций доступны практически каждому гражданину, существует опасность протестных реакций со стороны жителей подмосковного региона, недовольных коммунальными проблемами и бездействием местных властей.
Во вступительном слове ведущего говорилось, что дело не в трубах и платежках, а в новом измерении политики: «Вопросы обустройства городской и коммунальной жизни выходят на первые места актуальной политической повестки. В Московской области, скажем, из 17 тысяч обращений в региональное правительство с начала года 15 тысяч так или иначе относятся к проблемам ЖКХ и благоустройства. Более 90%! По весенним опросам, 64% населения Московской области поставили именно эту тему на первое место в числе наиболее значимых. Не транспорт, не экологию и даже, страшно сказать, не честные-чистые выборы. Тепло, свет, вода, канализация, вывоз мусора».
Будущее покажет, какие из предложенных идей найдут отражение в программных документах подмосковных властей. Предложений было много.
В сфере нового строительства эксперты предлагают начинать любое градостроительное планирование с планирования развития коммунальной инфраструктуры – это принцип «вначале сети – потом дома». Также предложено установить предельные отношения себестоимости текущей эксплуатации зданий к продажной цене метра для всех массовых категорий жилья – чтобы не допускать возведения дешевых в строительстве, но дорогих в эксплуатации домов.
Эксперты настоятельно требуют внедрить единый региональный стандарт деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ и как можно жестче прописать формат отношений с управляющими компаниями на уровне областного законодательства: определить предельную норму прибыли для УК, требования к финансовой прозрачности и отчетности перед населением.
Совет предложил снижать потери в сетях за счет перехода от аварийного ремонта к плановому, иначе говоря – чинить и менять трубы в соответствии с гарантийным сроком эксплуатации, не дожидаясь, когда они начнут лопаться. В сфере финансово-правовых взаимоотношений с населением предложено обеспечить полный контроль и прозрачность коммунальных платежей через единый биллинг. Предложено также разработать прозрачные механизмы компенсации дисбаланса в себестоимости услуг в разных подмосковных районах в рамках поддержания единой по области ставки тарифа.
Что касается просветительской деятельности в области ЖКХ, эксперты предложили проводить специальные мероприятия по повышению правовой грамотности населения в вопросах взаимоотношений с управляющими компаниями, прав потребителей и нормативных показателей оплаты услуг. Еще было принято решение регулярно проводить обучающие семинары для коммунальщиков, а также глав городов и районов,
Члены Экспертного совета пообещали собираться каждую неделю и максимально активно участвовать в работе над губернаторской программой. Тем более что их рекомендации, возможно, получат теперь реальное отражение в работе жилищно-коммунальной системы области.
Как написал на своей страничке в Facebook участник заседания Дмитрий Леоненко, «Открытый Экспертный совет – это интересная идея. Стиль максимальной открытости власти и ее институтов, одним из которых является ее экспертное сообщество, отражает понимание глубинного источника власти, которым является народ. Этим власть демонстрирует уважение и доверие к обществу, готовность к открытому диалогу и получению обратной связи».