Фото с сайта "Таможня Финляндии"
Вчера днем на границе с Финляндией на погранпереходе Торфяновка скопилось 180 машин. В субботу пробка доходила до 500 автомобилей с российской стороны. На других российско-финских переходах вчера также были пробки от 30 машин (Светогорск) до 80 машин. Проблема въезда в соседнюю страну, а также выезда из нее, особенно в выходные дни и в праздники, имеется давно.Число туристов из России, в первую очередь жителей Петербурга и Ленобласти, в Финляндию растет. Начиная с однодневных поездок ради шопинга или обкатки Шенгенской визы. Получение финского Шенгена для Санкт-Петербурга, Ленобласти и Карелии, как известно, упрощено. Не нужно приглашений, а в графе анкеты о цели визитов можно писать «шопинг», «туризм» и даже «визит к Санта-Клаусу». Многие пользуются этим для поездок по всей Шенгенской зоне – через финские аэропорты в Испанию или Италию можно улететь за 35–40 евро. Однако если число дней, проведенных в Финляндии, меньше, чем въездов в другие страны, – на следующий год в визе могут и отказать. Бывают проблемы и в случае нарушения законов – например, ввоза спиртного и сигарет сверх нормы, превышения скорости на автодорогах и т.д.
Финское приграничье давно ориентировано на поток гостей из России. В магазинах Лаппенранты есть русскоязычный персонал, объявления по-русски. Это касается уже не только приграничья – магазины «Стокманн» принимают российские рубли, не по самому выгодному курсу, но покупки все равно считаются выгодными с учетом возврата tax-free. Сейчас, летом, как и в Рождество – Новый год, актуальны поездки на отдых. И это не обязательно транзит в Испанию или на Канары. Это уикенды или корпоративы «на природе», рыбная ловля вкупе с посещением местных музеев (только в «Лаппе» девять музеев), аквапарков и ресторанов, велосипедные походы по Суоми. Ночлеги недороги: комфортно устроиться можно за 15–30 евро, а палатки здесь разрешается ставить практически везде. Природа здесь такая же, как на Карельском перешейке Ленинградской области. Однако поток пересекающих границу не ослабевает, а увеличивается. По данным мэрии Лаппенранты, российские туристы обеспечивают только в этом маленьком городке более 2000 рабочих мест, а оборот магазинов достиг 250 млн. евро в год.
Почетный президент клуба «ВелоПитер» Илья Гуревич, пересекающий границу до десятка раз в год разными видами транспорта, считает, что порой нерасторопность проявляет и финская сторона: «То ли они во время недавнего кризиса экономили бюджет на увеличении штата, занимающегося контролем на границе, то ли еще что, но мне иногда удается выехать из России быстро, а на обратном пути коллапс. Особенно в праздничные дни».
«Да, погранслужбы порой не в силах переварить поток, – говорит вице-президент областной Торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев. – Финляндия стала буквально воротами в Европу для нас. Здесь на природе нет ни клещей, ни комаров. И это политика государства, нашедшего ресурс для развития своих регионов. Оно вкладывается в инфраструктуру. При том что ему не снились такие бюджеты, которые выделяются Россией на так называемое региональное развитие. А о туризме у нас много разговоров, но результат плачевный».
Санкт-Петербург