Островные территории Владивостока все-таки останутся без надежного и регулярного морского сообщения. Мэрия и компания «Мортранс» так и не смогли договориться об условиях перевозок между материковой честью города и островными территориями. Патовая для приморского города ситуация стала результатом требование капитанов катеров и паромов к администрации города привести в порядок причалы.
Как уже писала «НГ», 20 мая капитаны ООО «Мортранс» отказались выходить на маршруты из-за аварийного состояния причалов на островах Рейнеке, Попова, полуостров Песчаный (см. номер от 24.05.13). Забастовкой моряки надеялись привлечь внимание властей к проблеме, поскольку официальные письма, направляемые в инстанции всех уровней последнее три года, игнорировались. Но с 10 июня с.г., после одностороннего расторжения мэрией договора с предприятием, восемь катеров и паромов окончательно встали на прикол. Таким образом чиновники «решили» проблему аварийных пирсов, оставив город без надежного морского сообщения.
«Мортранс» восемь лет круглый год связывал материк с островами Русский, Попова, Рейнеке, полуостровом Песчаный. Суда компании прошли более 250 тысяч морских миль, чего, по подсчетам специалистов, хватило бы 13 раз обогнуть Земной шар. «За это время нашими услугами воспользовались более семи миллионов человек – по 900 тысяч пассажиров в год, – сообщила пресс-секретарь компании Дарья Ионина. – В 2012 году «Мортранс» за свой счет отремонтировал вокзал морских прибрежных сообщений, а в апреле этого года, застраховал всех пассажиров. Единственной проблемой, которую мы так и не смогли решить – разваливающиеся пирсы, принадлежащие мэрии».
В городской администрации заявление перевозчика посчитали шантажом и заявили, что прекращение контракта не повлияло на сообщение с островами: уже более двух недель людей перевозят другие перевозчики. «Озвучив в качестве официальной причины остановки паромов аварийное состояние пирсов, руководство компании в этот же день предложило администрации собрать совещание по повышению тарифов на свои услуги, – сообщили вчера в управлении транспорта горадминистрации. – В борьбе за повышение дотаций на морские перевозки перевозчик сделал заложниками островитян».
В «Мортрансе» оппонируют: сейчас островитян перевозит теплоход «Лотос», который за десять дней работы по маршруту несколько раз ломался. Но самое важное – это судно не имеет ледового класса. По словам директора компании «Мортранс» Инги Сазонкиной, компания намерена добиваться справедливости в суде, а 300 сотрудников, оставшиеся без работы, грозят выйти на митинг.
«Паромов, способных перевозить грузы и колесную технику, обладающие ледовой категорией, кроме как у «Мортранса», нет ни у одного другого владивостокского перевозчика. И в этом направлении их заменить нечем и некому, – уверен представитель кафедры кораблестроения и океанотехники Дальневосточного федерального университета Андрей Герман. – Если поскрести по нескольким фирмам, то можно будет найти катера только для перевозки пассажиров». По мнению собеседника «НГ», для этой цели не подойдет и паром «Георг Отс», восстанавливаемый во Владивостоке к саммиту АТЭС: судно не имеет ледового класса и прежде эксплуатировалось только в теплых морях.
По мнению экспертов, корень конфликта, который не первый год периодически разгорается между горадминистрацией и «Мортрансом» может крыться в попытке перевозчика решить свои финансовые проблемы, используя выгодную ситуацию – предстоящие выборы главы города. «Тем не менее, во Владивостоке сейчас нет альтернативного «Мортранс» перевозчика, способного в полном объеме выполнять прибрежные маршруты, – считает политолог Петр Ханас, – и чтобы не заявляла мэрия, адекватной замене судам этой компании нет. И как житель Владивостока соглашусь: пирсы на островах находятся в плачевном состоянии, ходить по ним страшно».
Владивосток