Рамазан Абдулатипов верит, что очищение республиканской власти позволит победить терроризм в Дагестане. Фото Наталии Красильниковой/PhotoXPress.ru
Ситуация в Дагестане продолжает обостряться. В минувшую субботу террористка-смертница в Махачкале подорвала себя возле здания МВД. В результате погиб полицейский, еще одна женщина умерла в больнице плюс восемнадцать человек получили ранения. Это уже второй по счету теракт, произошедший в городе на минувшей неделе. После его совершения озабоченный ситуацией временно исполняющий обязанности президента Дагестана Рамазан Абдулатипов прервал рабочую поездку в Москву и сделал ряд резонансных заявлений.По словам главы республики, терактам способствует высокий уровень коррупции в регионе: «Совершенные в Махачкале теракты являются в том числе порождением беззакония, коррупции внутри самой местной власти, что накапливалось на протяжении длительного времени». Однако, считает Абдулатипов, у бандподполья в республике нет будущего, а бандитские силы агонизируют, находясь на последнем издыхании. «Ничего нового в терактах, совершенных этими нелюдями в Махачкале, нет. Это продолжение средневековья и фанатизма. Считаю, что бандподполье можно победить, для этого нам необходимо продолжать работу по обновлению и очищению Дагестана», – заключил глава Дагестана.
Вполне понятно, что без помощи федерального Центра «обновление и очищение» республики вряд ли произойдет. Однако, кроме силовой составляющей, в социально-экономическом плане помощь Дагестану со стороны Москвы оказывается слабо. Если вспомнить, на мартовском совещании по развитию Дагестана в Махачкале полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин обещал разработать отдельную госпрограмму по развитию Дагестана, говорил о выделении дополнительных средств в рамках реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Юг России», а также о планах по созданию специального агентства развития республики. Но прошло два месяца, а кроме небольших финансовых трансфертов по ФЦП «Юг России» никакой реализации других социально-экономических планов в отношении Дагестана не видно. Но действие этой ФЦП заканчивается уже в этом году.
При этом республика лидирует в России по активности незаконных вооруженных формирований (НВФ). За прошедший год здесь, по информации МВД и Генпрокуратуры, зарегистрировано 295 преступлений террористической направленности. Это выше, чем аналогичные показатели 2011 года. Не спадает активность боевиков и в этом году. По подсчетам «НГ», в этом году членами НВФ уже совершено более 100 преступлений. А жертвами вооруженного конфликта стали не менее 180 человек, из которых более половины убиты. В их числе каждый пятый – мирный гражданин.
«Желание Абдулатипова победить бандитов вызывает уважение. И, конечно же, его заявления на этот счет вызовет определенные действия со стороны НВФ. Но вряд ли активность боевиков можно напрямую связывать с деятельностью главы Дагестана», – считает политолог Владимир Попов. По его мнению, тот факт, что боевики активны, – это в первую очередь недоработка федерального Центра, нежелание правительства досконально вникать в социальные и экономические проблемы республики, которые стимулируют отток молодежи в лес. «Недорабатывают и силовики», – считает эксперт.
И в подтверждение своего вывода он приводит слова Абдулатипова: «Я даже как дилетант убеждаюсь в том, что нет четкой оперативной, агентурной, разведывательной работы, очень много случайных людей, устроенных по знакомству, в правоохранительных органах Дагестана».
Аналогичной точки зрения придерживаются и эксперты, являющиеся выходцами из силовых структур. Член Общественной палаты, президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин, долгое время проработавший в спецслужбах и администрации президента, проблемы неэффективной антитеррористической работы на Северном Кавказе связывает во многом с кадровым вопросом. По его данным, в оперативных подразделениях спецслужб, которые должны работать с исламскими, в том числе и с радикальными экстремистскими группировками, очень мала прослойка подготовленных людей – около 10%.
Член Общественного совета при ФСБ РФ генерал-лейтенант запаса Андрей Пржездомский считает, что власти Дагестана и силовики, ведущие борьбу с боевиками, недорабатывают в информационном и пропагандистском планах. В то же время, по его мнению, пропаганда, идущая со стороны боевиков, очень действенна. «Благодаря хорошо налаженной пропаганде свежее пополнение к террористам приходит практически постоянно», – полагает эксперт.
Взрыв у здания МВД – уже второй теракт в Махачкале за неделю. Фото РИА Новости |
Теракты в Дагестане
с момента назначения
Рамазана Абдулатипова
и.о. президента республики
(28 января 2013 года)
14 февраля – подрыв автомобиля на посту ДПС при въезде в Хасавюрт – мощность взрыва составила 100 кг в тротиловом эквиваленте. Погибли четыре человека, шестерым потребовалась медицинская помощь.
1 мая – бомба мощностью 2 кг в тротиловом эквиваленте взорвалась недалеко от центрального рынка в Махачкале. Погибли два подростка, ранены двое.
20 мая – у здания управления служебных приставов в Махачкале с коротким интервалом взорваны два автомобиля. Погибли четыре человека, еще 50 понадобилась медицинская помощь.
25 мая – самоподрыв смертницы у здания МВД в Махачкале. Два человека погибли, 18 пострадавших.