Фото РИА Новости
Обстановка на Северном Кавказе накаляется в связи с активизацией бандподполья. В течение недели режим контртеррористических операций в северокавказских республиках вводился три раза. Во вторник вечером в Дагестане был ликвидирован главарь губденской диверсионно-террористической группы Магомед Абдусаидов. По мнению врио главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, совершенный 20 мая в Махачкале теракт (см. «НГ» от 21.05.13) – «ответ на эффективные действия по ликвидации целого ряда глав бандформирований».Боестолкновение произошло 21 мая в лесу неподалеку от селения Губден. Боевики отошли, но на следующий день в ходе обследования территории был обнаружен труп одного из участников перестрелки: «Убитый предварительно опознан как Магомед Абдусаидов, главарь губденской бандгруппы», – сказал представитель Следственного комитета России по Дагестану. Абдусаидов причастен к нападению на религиозного деятеля Магомеда Биарсланова, подрыву и обстрелу колонны пермского ОМОНа в 2012 году, нападению на работника пенсионной службы и хищению 1 млн. руб., предназначенных для выплаты пенсий. Помимо этого Национальный антитеррористический комитет заявляет о причастности боевика к покушениям и убийствам местных жителей и духовных лидеров республики.
Между тем в тот же день в Махачкале состоялось координационное совещание под председательством Рамазана Абдулатипова. Министр внутренних дел республики Абдурашид Магомедов доложил, что в совершении теракта 20 мая принимали участие как минимум два человека – мужчина и женщина. Глава региона увидел в теракте попытку помешать нормализации обстановки в регионе: «Еще одна проявленная озлобленность против дагестанцев, которые фактически очищают свои села и районы от бандформирований».
Ситуация на Северном Кавказе и правда за последнее время заметно осложнилась (см. «НГ» от 22.05.13). Если рассматривать происходящее с политической точки зрения, то, по словам корреспондента Public Post в Дагестане Закира Магомедова, причина махачкалинского теракта может быть в неофициальной схватке за власть. Как сказал сам Абдулатипов: «Мы активно взаимодействуем со всеми правоохранительными органами на федеральном и региональном уровнях. Но и тут немало людей, которые мешают работе, осуществляемой республиканской властью и новым руководством республики в данном направлении». И дальше: «Граждане республики должны получать защиту своих прав, но если доказано причастие в противоправных действиях, преступники должны понести наказание по всей строгости закона». Примерно то же самое произнес недавно глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров после ликвидации Джамалейла Муталиева, заместителя лидера «Имарата Кавказ» Доку Умарова: «Те, кто прячет боевиков, должны быть готовы понести наказание».
Усугубляет положение дел на Северном Кавказе еще и то, что зона боевых действий подходит к центральным регионам России. По сообщениям башкирского УФСБ, уничтоженные 20 мая в Орехово-Зуеве боевики родом из Башкирии. Вместе с десятками других жителей республики они проходили диверсионно-террористическую подготовку в афгано-пакистанской зоне с 2010 по 2013 год. Длительное время они находились под присмотром силовиков; после получения информации о том, что оба боевика вернулись в Россию и находятся в Москве или Московской области, «были осуществлены оперативно-разыскные мероприятия, направленные на установление их конкретного местонахождения». «В настоящее время в лагерях международных террористических организаций, располагающихся на территории ряда ближневосточных государств, находятся около 50 выходцев из Башкирии», – сообщает пресс-служба регионального УФСБ.
Вчера же в центре Нальчика у одноименного спорткомплекса полицейские обнаружили рюкзак с самодельным взрывным устройством и пистолетом-пулеметом. Бомбу демонтировали на месте.