У Александра Усса (справа) накопились претензии к кадровой политике исполнительной власти, определяемой губернатором Львом Кузнецовым. Фото с сайта Заксобрания Красноярского края
Председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс подверг резкой критике «двуглавую» систему муниципальной власти в регионе, а также кадровую политику исполнительной власти края. Эксперты и оппозиция считают, что проблема нехватки компетентных управленцев в крае и стране носит системный характер.Очередная волна обсуждения короткой «кадровой скамейки» в региональной власти была вызвана информацией о грядущей отставке министра финансов края Романа Одинцова, которого многие политологи и депутаты называют самым профессиональным министром в краевом правительстве. «Ситуация не вызывает энтузиазма, так как текучесть кадров всегда является отрицательным явлением. В итоге это приводит к снижению управленческого потенциала власти», – заявил Александр Усс. Спикер краевого парламента пообещал, что проблема нехватки кадров для ответственных постов в региональной власти станет одной из главных тем при обсуждении отчета правительства на одной из ближайших сессий Заксобрания. Правда, при этом он добавил, что «в целом управление в крае сохраняется».
Представители оппозиции солидарны с критикой председателя Заксобрания. «Нам непонятны критерии, по которым подбираются люди на министерские посты. Их назначают, на мой взгляд, в первую очередь по критерию послушности, а не профессионализма, – сказал «НГ» депутат краевого парламента, член фракции КПРФ Владимир Седов. – Кадровый кризис – это прямое следствие разрушения системы подготовки управленческих кадров, которая эффективно работала в советскую эпоху. А все эти «кадровые резервы», придуманные властью, созданы были только для галочки».
Особое внимание Александр Усс, кстати, уделил ситуации в муниципальных образованиях. «Степень конфликтности на муниципальном уровне очень высока, – утверждает спикер краевого парламента. – Но ни для кого не секрет, что это дело рукотворное. Опыт показывает, что «двуглавая» система муниципального управления (существование главы города или района, выбираемого из числа депутатов, и сити-менеджера. – «НГ») не приживается на Красноярской земле. И это объяснимо: когда уровень управленческой культуры невысок и разграничение полномочий между главой района и главой администрации неоднозначно, конфликт возникает сам собой. Мне очень жаль, что это так или иначе связывается с одной партией. Но все мы свидетели, что собственно к партийной деятельности не имеет никакого отношения». Усс призвал краевую власть дать большую самостоятельность муниципалитетам, которые должны сами определиться с моделью управления.
По мнению наблюдателей, кадровый кризис в крае напрямую связан с общим изменением политической ситуации в стране. «Схема управления, которая сформировалась в «сытые нулевые», сейчас явно сбоит. Многие управленцы сформировались в условиях, когда не надо было принимать жестких решений, когда не было таких проблем с краевым бюджетом. На новые жесткие вызовы ответить они не смогли. А на муниципальном уровне положение усугубляется тем, что в условиях нынешней жесткой борьбы за жидкие финансовые потоки конкуренция выходит за цивилизованные рамки, – отмечает политолог Юрий Москвич. – Я бы не стал вину за проблемы исполнительной власти перекладывать на губернатора. Все-таки именно правящая партия должна быть кузницей кадров для ответственных постов. Так что ответственность за тяжелую кадровую ситуацию лежит на всем правящем классе».
Красноярск