К Александру Шишлову в основном обращаются по жилищным проблемам. Фото с официального сайта Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Количество письменных обращений граждан к городскому уполномоченному по правам человека увеличивается. В 2012 году жалоб было 1643, а в 2013 году число явно будет больше, сказал вчера во время своего первого годового отчета перед депутатами Заксобрания петербургский омбудсмен Александр Шишлов. Он считает, что дело не в ухудшении обстановки с правами человека, а в осознании гражданами факта наличия государственного института по защите их прав.Как сообщил Шишлов, далеко не весь спектр нарушений фундаментальных прав зафиксирован в обращениях. Так, не поступало заявлений, связанных с насилием в семье, хотя это явление, безусловно, присутствует. Шишлов пояснил, что его аппарат не занимается частными конфликтами, а вмешивается в случаях, когда имеются незаконные действия или бездействие властей.
Не было также заявлений, связанных с нарушением прав верующих или права на свободу совести. А вот заявления граждан, которые не хотят, чтобы в единственном сквере или парке у дома строилась церковь, – есть. Шишлов подчеркнул, что проблема есть с главным правом человека – правом на жизнь. В 2012 году жертвами ДТП стали 445 человек в городе, жертвами преступлений – 251, 151 человек погиб на пожаре и 68 – в результате несчастных случаев на производстве. Омбудсмен отмечает, что по сравнению с 2011 годом статистика стала лучше, но все равно она печальна. Он рассчитывает на улучшение работы правоохранительных и других органов, функцией которых является защита жизни граждан. Глава ГУВД Санкт-Петербурга Сергей Умнов, считает Шишлов, строже своих предшественников относится к выполнению полицией обязанностей, что внушает оптимизм. Но жалобы на незаконные действия полиции есть. Основной повод для обращения к омбудсмену – защита социально-экономических прав, прежде всего права на жилье (таких обращений более 20%). Сюда же входит и тема тарифов, причем единственная служба, которая фактически саботирует запросы, – городской комитет по тарифам. Не проведен аудит по тарифам, нет ответа по их обоснованиям.
Много вопросов по правам призывников, военнослужащих, бездомных. Что касается острого вопроса с мигрантами, Шишлов полагает, что вопрос нужно решать системно – для начала определить максимально допустимую долю завозной рабочей силы на рынке труда. Омбудсмен обратил внимание на недостаточное качество законодательной работы.
Так, он коснулся пресловутого закона о запрете пропаганды гомосексуализма – после принятия этого закона в городе происходило много задержаний на акциях, но ни одного судебного решения нет, что доказывает непродуманность закона. Депутат-эсэр Анатолий Кривенченко вступил с Шишловым в полемику, заявив, что «права голубых никто не нарушает, некоторые выступают даже с этой трибуны». На упоминание московской истории с ЛГБТ-активистом Николаем Алексеевым, дошедшим до Страсбургского суда, депутат принялся рассказывать: «Страсбургский суд лично меня никак не защищает...» В ответ на это Шишлов сообщил, что в межгосударственные инстанции обращаются тогда, когда не добились результата от государства, согласившись с высказыванием депутата Александра Кущака, что решения судов часто принимаются в нарушение Конституции.
Эпопея с итогами выборов 2011 и 2012 годов и протестами против фальсификаций не попала в отчет, на свою должность Шишлов был утвержден только в апреле 2012-го. Однако поскольку не прекращается протестная митинговая активность – от точечных акций до больших митингов, – аппарат омбудсмена сделал своей практикой наблюдение за этими акциями.
Правозащитники города считают, что институт уполномоченного по правам человека наконец начал влиять на ситуацию в городе. «Омбудсмен ведь еще и имеет право в трехдневный срок получать ответ от высоких должностных лиц, это важный рычаг. Отчеты предыдущих уполномоченных были формальными – столько-то обращений, столько-то запросов, – сказала «НГ» член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Наталия Евдокимова. – Сейчас мы видим попытку анализа в целом. Раньше люди обращались в эту структуру реже, да и помощи особой от нее не было. Сейчас явный прогресс».
Санкт-Петербург