Московские больницы пополняются современным оборудованием для борьбы с туберкулезом. Фото Trend Media/PhotoXPress.ru
Среди жителей Москвы 6432 человека больны туберкулезом. Еще 50 тыс. человек находятся в группе риска. На прошедшей пресс-конференции на тему «Диагностика и лечение туберкулеза» руководители Департамента здравоохранения города отчитались о результатах проделанной за прошлый год работы и рассказали об основных проблемах, с которыми сталкивается учреждение.Минутой молчания руководители, журналисты и специалисты почтили память знаменитого хирурга Михаила Перельмана, скончавшегося 1 апреля на 89-м году жизни. «Михаил Израилевич внес огромный вклад в борьбу с болезнью», – сказал заместитель руководителя Департамента здравоохранения Алексей Хрипун.
Москва, по его словам, – самый благополучный регион в отношении диагностики и лечения туберкулеза. Основные показатели в 1,7 раза меньше, чем по России: это касается смертности (в 3,3 раза меньше общероссийских результатов) и распространенности (в 2,8 раза меньше). «И это, – подчеркнул Хрипун, – несмотря на то что Москва – крупнейший мегаполис».
«За последние два года мы существенно продвинулись в этом направлении – речь идет о том, что учреждения туберкулезного профиля получают достаточно средств. Мы проводим постепенную реорганизацию отрасли – 17 диспансеров присоединены к научно-практическому Центру борьбы с туберкулезом. Это существенно облегчает стратегическое планирование», – отметил чиновник.
В свою очередь, директор Московского городского научно-практического центра по борьбе с туберкулезом Елена Богородская рассказала о том, что для лечения и профилактики болезни выделяются значительные средства, планируется приобретение более 8 тыс. единиц техники и постепенный переход от стационарной помощи к амбулаторной.
Заболеваемость же в столице сравнима с лучшими показателями крупных городов Европы. «Это обусловлено не сиюминутной ситуацией, – сказала Богородская, – а направленной кампанией правительства Москвы. У нас сейчас есть возможность для госпитализации всех заболевших. Мы имеем хорошие медицинские кадры: 30 докторов наук, 15 профессоров и 101 кандидат. И это все не для какого-то конкретного округа, а для всего города».
Смертность в Москве, по данным департамента, последние шесть лет снижается. Показатель заболеваемости – на прежнем уровне. Однако тут, уточнила Богородская, есть нюанс. Только 54% из больных – постоянные жители Москвы. При этом число заболевших снижается каждый год на 160 человек. Из заболевших 26% – из группы работающих граждан, все остальные – из социально уязвимых групп. Среди них велико число людей, не понимающих необходимости лечения. Еженедельно в Москве умирает от туберкулеза восемь человек.
Одной из острейших считается проблема сочетания туберкулеза и ВИЧ. В 2012 году с таким сочетанием был уже 891 человек. По словам главного специалиста по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Алексея Мазуса, каждый четвертый больной ВИЧ «если погибает – то от туберкулеза. Эпидемия болезни продолжается, но бояться не нужно, мы сдерживаем ее». Обследуемые два раза в год в московском Центре по борьбе со СПИДом жители Москвы в первую очередь проверяются на туберкулез.
Финансирование осуществляется департаментом – в 2012 году на закупку противотуберкулезных препаратов из средств Департамента здравоохранения Москвы было выделено более 330 млн. руб. Если до этого правительство обращалось в Глобальный фонд за помощью, то в настоящее время Россия обладает достаточными ресурсами, чтобы бороться с болезнью своими силами. «Мы полностью всем обеспечены», – резюмировала Богородская. Этой позиции придерживается и Алексей Мазус, по словам которого, отечественная медицина в нынешней ситуации не нуждается в зарубежной помощи.
Заметим, что официально Россия отказалась от финансовой помощи Глобального фонда, однако в 2012 году правление фонда приняло решение продлить финансирование некоторых НКО без уведомления государства.
Еще одной проблемой является распространенность туберкулеза у бездомных. Выявлением среди них заболевших занимается социальный патруль, который, с их согласия, проводит им санитарную обработку. Затем их направляют на обследование. После этого в случае выявления болезни – в 11-ю больницу. Если существует необходимость неотложной помощи, то заболевшие отправляются в клинику № 2.
Стоит заметить, что принудительным лечением департамент не занимается. «Я стою на гуманных позициях, – сказала Богородская. – В ряде стран есть отделения закрытого типа. У нас таких отделений нет, потому что нет соответствующего законодательства. И с моей точки зрения, создавать их не стоит. Ведь в таком случае пациент будет противопоставляться обществу. Поэтому, на мой взгляд, нужно гуманно относиться: говорить, уговаривать, рассказывать о болезни».