Фото Reuters
Вчера на территории сборного пункта Санкт-Петербургского горвоенкомата прошел день открытых дверей, где на примере столовой, спальни и бытовой комнаты школьникам показывали условия, в которых они будут когда-нибудь призываться. Во дворе им разрешили подержать в руках автоматы и гранатометы. Несколько юношей-призывников пришли на день открытых дверей, чтобы получить ответы на вопросы, возникшие во время общения с призывными комиссиями. Попытка их выдворить успехом не увенчалась – вмешались журналисты и правозащитники.Весенний призыв идет уже несколько дней, по плану нужно отправить в армию около 3 тыс. человек. Вчера военный комиссар города Сергей Качковский дал по этому поводу пресс-конференцию, в которой участвовали также советник председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга Сергей Веревкин (в прошлом городской военком), председатель военно-врачебной комиссии (ВВК) Самир Мурсалов, представитель городского комитета по здравоохранению Ирина Резникова.
По словам выступавших, с призывом есть определенные проблемы. Прежде всего это здоровье допризывников. Меняется картина по болезням – сейчас бьют рекорд заболевания костно-мышечной системы, от них слегка отстают кожные, желудочные, нервные болезни. Но Мурсалов уверяет, что ВВК ставит «тройной заслон» попаданию больных в армию: в прошлом году, по его словам, было возвращено из частей по болезни всего шестеро петербуржцев, из которых четверо «скрыли диагнозы». Эти данные опровергают в организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга». Там «НГ» сообщили, что ежегодно только через их организацию проходит по несколько десятков таких военнослужащих, общая же статистика по городу даст еще большие цифры.
Со скепсисом отнеслась координатор петербургских «матерей» Елена Попова к словам Сергея Веревкина об альтернативной гражданской службе. «Этот закон многие хотели, – говорит Веревкин. – А выяснилось, что от АГС бегают так же, как и от военной службы. Желающих немного: ведь есть разница – служить год или 21 месяц?» Веревкин не готов назвать точную цифру уклонистов как таковых: по его мнению, их имеет смысл исчислять не сотнями, а тысячами: «Люди поступают в вузы и думают, что у них автоматически есть отсрочка, а это не так».
«Неправда, – сказала «НГ» Елена Попова. – Людей интересует АГС не как «легкая» служба. Это вопрос убеждений – религиозных или пацифистских».
«Кому это надо? – воскликнул и пришедший на день открытых дверей Сергей Алексеев, отец призывника. – Я сам служил, и мой сын был не против. Ждал повестку. Но осенью ему пришло постановление о том, что он уклонист. Потом пришли домой и увезли сюда. Он был здесь четверо суток, меня не пускали с ним проститься перед отправкой. И взгляды его изменились, он стал писать заявления. Его отпустили, а сейчас я, как юрист, нашел как минимум четыре уголовные статьи в связи с насильственным приводом сына на сборный пункт. Сейчас будут суды». Прямо из суда в военкомат пришел и призывник Александр Нефедов, с которым произошла похожая история. При попытке журналиста «НГ» и других собравшихся побеседовать с ним сотрудник военкомата на повышенных тонах стал объяснять Александру, что он уклонист и уголовник.
Качковский и Веревкин считают, что, несмотря на отдельные недоразумения, молодежь готова защищать родину. Возобновлен набор в военные вузы, куда, по их словам, рвутся даже девушки, от их заявлений нет отбоя.
Санкт-Петербург