Дороги Северного Кавказа по-прежнему опасны. Фото РИА Новости
Наступление весны на Юге страны в очередной раз сопровождается активностью боевиков. Несмотря на усилия федеральных войск, направленные на противодействие незаконным вооруженным формированиям (НВФ), тактика последних совершенствуется и в настоящее время связана в первую очередь с адресным применением мин и других взрывоопасных предметов.Вчера в дагестанском Буйнакске был подорван легковой автомобиль, в котором находился офицер Минобороны. Судя по обстоятельствам, теракт тщательно готовился. Взрыв произошел в тот момент, когда лейтенант садился в автомобиль. Скорее всего сработала самодельная мина с радиоуправляемым дистанционным взрывателем. Офицер погиб.
Мотивы его убийства сейчас выясняют военные следователи. Судя по всему, это дело рук боевиков, которые начали в Дагестане настоящую охоту на военнослужащих и представителей МВД. 1 апреля подобный теракт произошел возле территории мобильного отряда МВД в том же Буйнакске. Там также сработало самодельное взрывное устройство. Только по счастливой случайности жертв и пострадавших удалось избежать. А всего с начала года, по открытым данным, в Дагестане от применения взрывных устройств погибли девять человек, более десяти получили ранения.
Не лучше ситуация в Ингушетии и Чечне. Только на этой неделе от мин пострадали около десяти представителей силовых структур. 2 апреля в Сунженском районе Ингушетии в ходе боевой операции от подрыва на минах получили ранения по меньшей мере семь военнослужащих и бойцов ОМОНа, один из которых скончался. Главврач Галашкинской районной больницы Лида Могушкова рассказывает, что в лесах Сунженского района, где военнослужащие регулярно ведут борьбу с боевиками, постоянно звучат взрывы. «Мы уже привыкли к этому. Весь лес уже перепахали этими снарядами. У многих крыши домов осколками изрешечены», – сказала она. При этом Могушкова заявила, что кроме военных страдают и мирные люди, которые тоже подрываются на минах. Последний такой случай произошел в минувшее воскресенье, когда в лесистой местности в Ачхой-Мартановском районе около населенного пункта Бамут двое военнослужащих подразделения федеральных сил подорвались на фугасе. В результате взрыва один из них погиб, а второй госпитализирован с тяжелой контузией.
Обращает на себя внимание, что подрывы военнослужащих и представителей правоохранительных органов в Ингушетии и Чечне часто происходят в тех районах, где по планам федерального Центра в этом году намечена очистка территорий от мин и других взрывоопасных предметов. По сообщению Минобороны, этим с 1 апреля начали заниматься инженерные подразделения Южного военного округа (ЮВО). По данным пресс-службы ЮВО, «работы проводятся в Шелковском, Грозненском, Урус-Мартановском, Шалинском и Курчалойском районах Чечни и также Сунженском и Джейрахском районах Ингушетии. В них задействовано около 500 специалистов и более 30 единиц специальной техники».
«Начатая саперами ЮВО очистка от взрывоопасных предметов территорий Северного Кавказа может оказаться неэффективной, если не будут уничтожены боевики, которые действуют на этой местности», – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. Ему не раз приходилось организовывать разминирование подобных территорий. И по его мнению, качество разминирования зависит, во-первых, от того, насколько защищены от действий НВФ инженерные подразделения в районе минных полей. И во-вторых, от того, насколько боевики активны в зоне конфликта. «Если они вновь могут устанавливать мины на очищенных территориях, то вся работа саперов пойдет насмарку», – считает эксперт.
По официальным данным ЮВО, в 2013 году саперами инженерных войск на Северном Кавказе планируется очистить от взрывоопасных предметов более 600 гектаров земель. Мероприятия по разминированию спланированы до 2015 года. Армейское руководство обещает, что к этому времени силами инженерно-саперных подразделений ЮВО будут полностью очищены от взрывчатки около 2,5 тыс. гектаров земель.