Фото Reuters
В Красноярске в минувшую пятницу состоялись общественные слушания, на которых представители власти, эксперты и «зеленые» обсуждали концепцию экологической безопасности. Красноярцы узнали, что они живут в самом грязном регионе страны, однако, несмотря на предложенные меры, вряд ли ситуация в крае в ближайшие годы изменится в лучшую сторону – рычагов у местной власти для этого не слишком много.
Тема экологии стала для сибиряков хитом в 2011 году, когда начались массовые протесты жителей столицы края против строительства под Красноярском ферросплавного завода. Именно тогда было объявлено о проведении общественных слушаний на тему охраны окружающей среды в регионе, дата которых, правда, регулярно переносилась. С тех пор протесты местных «зеленых», может быть, и стали тише, но остроты проблемы от этого не убавилось.
«Красноярский край – это крупный промышленный центр с высоким объемом выбросов в атмосферный воздух. По этому показателю мы занимаем первое место в Российской Федерации, – сообщила на слушаниях министр природных ресурсов и лесного комплекса края Елена Вавилова Второе место у нас по образованию отходов производства и потребления, но при этом львиная доля отходов приходится на промышленность. Третье место в Сибирском федеральном округе по объему сброса сточных загрязненных вод. Особенностью реализации экологической политики является отсутствие рычагов контроля за предприятиями, вносящими основной вклад в загрязнение окружающей среды, так как все они относятся к объектам федерального экологического контроля».
По прогнозу социально-экономического развития, рост приоритетных для края отраслей (цветная металлургия, химия и т.п.) приведет к тому, что в ближайшие годы объем выбросов может вырасти еще на 450 тыс. тонн. Прогнозируется также рост плотности населения в промышленных центрах края, что приведет к ухудшению экологичности городской инфраструктуры.
На слушаниях предлагались разные рецепты борьбы с этой глобальной проблемой. Депутаты говорили о том, что необходимо на экологию тратить не менее миллиарда рублей в год, а не нынешние 300 миллионов рублей. Эксперты предлагали восстановить внебюджетный экологический фонд и вместе с другими регионами предложить федеральной власти принять закон об обязательном экологическом страховании объектов и Экологический кодекс. На основе этих предложений уже вынесен на обсуждение общественности проект закона «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае».
Самым острым на слушаниях стало выступление вице-спикера Заксобрания Алексея Клешко. «Ключевая проблема в том, что наша власть, обсуждая нормы, ПДК и все остальное, максимально отодвинула широкую общественность от темы экологии. Тема экологии либо прикормлена, либо маргинализирована, – заявил парламентарий. – У нас уже сегодня темой экологии занимается огромное количество чиновников, в погонах и без погон, но людям от этого не стало легче дышать. Нам говорят про замечательные предприятия, у которых есть огромный опыт, но у меня такое ощущение, что у них просто длительный, десятилетиями – еще с советских времен – тянущийся сговор с властью».
Некоторые активисты зеленого движения не верят, что предложенные меры дадут эффект. «Эта концепция – не та панацея, которая поможет региону решить многочисленные проблемы, связанные с охраной окружающей среды. А именно так нам ее пытаются сегодня преподнести, – заявил «НГ» председатель Совета Красноярского регионального отделения межрегиональной социально-экологической общественной организации «Зеленая Лига» Артем Карданец. – Хотя сейчас власть говорит, что мы среди передовиков по экологическому законодательству, но и это не соответствует действительности. Если сравнить аналогичные законы других регионов страны, то Красноярский край выглядит самым слабым младшим братом».
По мнению наблюдателей, нужно говорить не только о безопасности, но и повороте края в сторону экологической экономики. «Сегодня передовые страны активно развивают так называемую «зеленую энергетику». Красноярскому краю также необходимо вписываться в этот тренд, но, как показала история вокруг проекта ферросплавного завода, регион еще не слишком готов к серьезному обсуждению этой темы, – говорит политолог Юрий Москвич. – Край сегодня застрял между прошлым и будущим. С одной стороны, что-то надо делать с промышленными гигантами, оставшимися в наследство от советской эпохи, с другой – надо завлекать в регион инвесторов, способных развиваться экологически безопасные предприятия. И эта развилка, от которой зависит завтрашний день Красноярья».