Система доступа депутатов к Георгию Полтавченко стала многоступенчатой. Фото с официального сайта Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Вчера в Законодательном собрании Петербурга разгорелась полемика по поводу вступившего в силу городского закона о депутатских запросах. Этот закон оградил губернатора Георгия Полтавченко от слишком большого числа запросов – сейчас процедура публичного обращения депутатов к главе исполнительной власти стала сложной и многоступенчатой. Автор закона – единоросс Сергей Никешин. Новый порядок уже дает свои плоды – вчера депутатами было принято только два запроса.До сих пор в Заксобрании существовала практика: вне зависимости от политических взглядов и партийной принадлежности было принято голосовать за проекты коллег, вносимые в качестве депутатских запросов. Парламентское большинство отказывалось голосовать разве что по острым темам от оппозиции. Еженедельно в начале заседаний депутаты выходили на трибуну и объясняли, почему они обращаются к губернатору. Сейчас же, прежде чем получить такую возможность, они должны предварительно направить письма профильному вице-губернатору или главе районной администрации.
В случае получения ответа, который по таинственным «обоснованным причинам» признается неудовлетворительным, депутат может выступить с запросом к губернатору. Если же таких неудовлетворительных ответов от должностного лица целых три – губернатор может и привлечь это лицо к ответственности. Без предварительной переписки можно напрямую обратиться к градоначальнику лишь по вопросам «обеспечения законности, общественной безопасности и правопорядка, деятельности законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, порядка их взаимодействия между собой, вопросам, носящим чрезвычайный характер». Относится ли к таковым вопросам претензия депутата – решает особая рабочая группа. Отвечает на запросы губернатор не в семидневный срок, как прежде, а в двухнедельный.
Причиной вчерашнего скандала послужил недавний случай с непризнанием таковым запроса Григория Явлинского о неисполнении городского бюджета. В обращении депутата к губернатору речь шла о том, что, по данным об исполнении адресной инвестиционной программы в текущем году, опубликованным комитетом финансов, к 1 марта 2013 года освоено лишь 0,6% средств, а в целом доля неисполнения составила 0,6%. Глава питерской яблочной фракции в итоге разместил текст обращения в печати «на правах рекламы». «Это не дело, – говорит «НГ» яблочник Александр Кобринский, который и поднял тему на пленарном заседании. – Понятно, что губернатору надоело, когда на него сыплется тьма запросов, причем о них узнает весь город. Но мы собираемся обратиться в Уставной суд на предмет соответствия новой нормы Основному закону города. У нас осталось право писать письма губернатору и получать ответы в законные сроки. Но это еще одно ограничение наших прав».
Автор законопроекта Сергей Никешин считает, что новые правила уменьшат количество и повысят качество документов, они будут «более профессиональными». Того же мнения придерживается и спикер Вячеслав Макаров.
Тем не менее народные избранники о городском бюджете все-таки заботятся. Так, для предотвращения лишнего расходования бюджетных средств они приняли поправки к закону «О материальном обеспечении семьи умершего члена правительства Санкт-Петербурга или депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга». Несмотря на то что должностные оклады упомянутых категорий населения увеличились в связи с включением выплат за классный чин, выплаты семьям усопших остаются «на прежнем уровне». Ежемесячное пособие на одного члена семьи составит 35 расчетных единиц
(37 800 руб.), а пособие на двух и более членов семьи будет выплачиваться из расчета не более 70 расчетных единиц (75 600 руб.). Депутаты также ввели норму, согласно которой это пособие не получат те члены семей, которые совершили уголовные деяния, повлекшие за собой смерть их «кормильцев».
Санкт-Петербург