Фото с сайта Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
О противостоянии «команды Матвиенко» и «команды Полтавченко» говорят давно. Что касается самого Тюльпанова, он был избран сенатором в декабре 2011 года. В городе поговаривали, что для него это своего рода наказание за результаты выборов в Заксобрание, когда туда смогло вернуться «Яблоко», а «Единая Россия» не смогла набрать большинства. Сейчас Тюльпанова называют представителем «команды Матвиенко» (что ему, впрочем, полагается по теперешнему статусу), членами которой называют различных функционеров в Смольном, городском парламенте и московских структурах. Еще в ходе октябрьской конференции городского отделения «Единой России», когда Тюльпанов сдал свой пост лидера организации спикеру Заксобрания Вячеславу Макарову, говорили о безоговорочной победе «матвиенковских». Правда, замом Макарова на партработе стал вице-губернатор Василий Кичеджи, что дало повод говорить о компромиссе между Смольным и ЕР.
Известный политолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин не склонен драматизировать «битву титанов»: «Мне кажется, ее значение преувеличивают, – сказал «НГ» эксперт. – Действительно, при Матвиенко было много замыслов с размахом, но для их реализации все равно не хватало и еще двух губернаторских сроков, так что речи о борьбе за некие финансовые потоки и т.д. нет. Проекты были только на бумаге. Когда Полтавченко заявил об их отмене, это дало повод усматривать в начинаниях Валентины Ивановны некую коррупционную составляющую, с которой разделался новый губернатор. Но ведь и при Полтавченко происходит то же самое, что при Матвиенко и даже при Владимире Яковлеве, – избирателям и налогоплательщикам регулярно сообщается о новых планах с метро или о масштабных реновациях. Только что я прочел, что метро будут тянуть к Крестовскому, а сейчас читаю: к ЧМ-2018 его проложат уже до Пулково. Но борьба идет. За кем останется победа – трудно сказать, может быть, и ни за кем».
Не исключено, полагает Травин, что уже сейчас рядом с Владимиром Путиным есть кто-то, кто предлагает неизвестного человека с низким отрицательным рейтингом, «у которого «есть команда», взамен губернатора, который только молится и горожан «жлобами» называет». Члены этой команды уже сейчас могут вполне лояльно сидеть в Смольном». На тот же проект метро до Пулково обращает внимание и член федерального политкомитета «Яблока» Михаил Амосов: «Этой ветки нет в Генплане. Смольный продолжает ту же линию – не обращать внимание на законы. И в политическом плане эта схватка внутри одной партии власти не важна для горожан. На ее детали можно будет обращать внимание, когда будут настоящие честные выборы».
Вчера Тюльпанов поддержал переезд в Петербург Верховного и Высшего арбитражного судов, обещая вожделенную динамику развития. Здесь у обеих команд царит единодушие – только 15 депутатов проголосовали за отмену этого переезда.
Особой защиты действующего губернатора на заседании Заксобрания не прозвучало. Депутаты вчера и без того потратили множество эмоций. Сначала они боролись с новоявленными «прохоровцами» (бывшими «яблочниками», перешедшими на сторону «Гражданской платформы»), запретив им приносить в зал свои флажки. Затем допрашивали нового вице-губернатора по строительству Марата Оганесяна, который ранее курировал скандальный проект второй сцены Мариинского театра. Им рассказали, что он живет в Петербурге уже полтора года вместе с женой, которая «согласилась покинуть насиженное место» – Москву («можно подумать, декабристка в сибирской ссылке», – шептались в кулуарах). Сам Оганесян сообщил, что он «родом из СССР, как и все вице-губернаторы», и будет бороться за сохранение исторического центра, проект же Мариинки-2 он раскритиковал. Кандидатуру Оганесяна согласовали большинством голосов.
Санкт-Петербург