В баре «Свобода» часто проводятся политические акции. Фото из Facebook
Вчера утром прошли обыски в квартирах члена федерального Координационного совета оппозиции и совладельца недавно открытого оппозиционного бара «Свобода» Андрея Пивоварова, активистки «Солидарности» и «Гражданской ответственности» Натальи Грязневич и члена «Союза социалистов» Григория Попова. После обысков оппозиционеров увезли на допрос на Рузовскую улицу, где расположен городской центр «Э». Обыск у Пивоварова проводил следователь по «болотному делу» Тимофей Грачев. Кроме событий 6 мая 2012 года следствие интересовало участие всех троих в семинаре в Литве.Андрей Пивоваров в прошлом был лидером регионального отделения Российского народно-демократического союза Михаила Касьянова, ныне – активист РПР–ПАРНАС, по роду занятий предприниматель (одно время в полном соответствии с фамилией владел пивоварней, а сейчас – кафе). В 2010 году за участие в акциях «Стратегия-31» ему дали 27 суток тюрьмы, но его удалось освободить досрочно. Буквально только что Пивоваров и Грязневич организовали акцию на Большой Конюшенной – они выставили копию «олимпийских часов» на Малой Конюшенной, но вместо отсчета времени там велся счет миллиардам, «распиливаемым в Сочи». А вчера посетители бара «Свобода» волновались: если б Пивоварова подвергли аресту, то в баре могла сорваться вечерняя встреча с только что вышедшим на свободу Максимом Калиниченко из «Русской пробежки», который на днях получил 2,5 года условно (см. «НГ» от 28.02.13).
Пивоваров перед допросом сообщил «НГ», что к нему пришли рано утром, дверь открыла мать, которую он не успел предупредить. «Интересовались московскими событиями 6 мая в Москве, Удальцовым, семинаром в Литве, на котором были я и Наташа Грязневич. Ничего компрометирующего у меня не нашли, везут в качестве свидетеля», – рассказал Пивоваров.
После известия о допросе оппозиция выставила на Рузовской одиночные пикеты. В середине дня допрошенные были отпущены. Пивоваров дал подписку о неразглашении, но все сказанное до допроса он подтверждает.
Пивоваров и Грязневич 6 мая прошлого года ездили в Москву, но питерская колонна до Болотной тогда не смогла дойти. Социалист Попов и вовсе не был на этом марше. Что касается семинаров в Литве и Латвии (на одном из них были Леонид Развозжаев и грузинский политик Гиви Тарганадзе), по словам участников этих мероприятий, никаких заговоров там не строилось. На семинаре в Вильнюсском институте исследований Восточной Европы участники из разных стран, в том числе Грузии, проводили занятия по организации ненасильственного протеста. «С Пивоваровым на таком же семинаре только что была, но в Подмосковье, – рассказала «НГ» конфликтолог Виктория Андреева. – Были наши и зарубежные участники, в том числе представители российского МИДа, а слушатели – не только оппозиция, но члены «Единой России», чиновники. Часто говорят, что так «покупают», «подкармливают» оппозицию. Будто мы в Петербурге сами не можем поесть или за границу съездить».
Тем не менее петербургский лидер «Другой России» Андрей Дмитриев, фигурант недавнего процесса по «Делу двенадцати» (по обвинению в продолжении деятельности запрещенной Национал-большевистской партии), не советует пока ездить на такие семинары: «Понятно, что обвинения в заговоре – чушь. Но за это, как видим, сейчас могут притянуть, мы же не в правовом государстве». Что касается подписки о неразглашении, Дмитриев делится с «НГ» своим опытом: «Эта штука выгодна только обвинителям. Ограничивается право на защиту. Мы тоже были вынуждены давать подписку: нам сказали – или мы даем это обязательство, ибо нас берут под арест. Думаю, что Андрей – опытный человек и поступил так, как требовала ситуация. Было понятно, что рано или поздно «болотное дело» дойдет до Петербурга, вот оно и дошло, как ни нелепы действия органов – в том числе в отношении людей, которые вообще не были на Болотной». Алексей Иванов из «Солидарности» тоже полагает, что Пивоваров выбрал меньшее зло по сравнению с арестом. Юрист-оппозиционер Григорий Соломинский сказал «НГ»: «Ясно, что подписка – это нелепость и анахронизм, удобный для властей. Но обострять отношения с ними не стоит в ситуации, когда мы видим: даже косвенная причастность к событиям 6 мая – повод посадить. Надеюсь, ребята не станут из свидетелей обвиняемыми».
Санкт-Петербург