Уральским мятежникам вынесли не такой жесткий приговор, как самому Владимиру Квачкову.
Фото РИА Новости
Вчера Свердловский областной суд вынес приговор уральским сторонникам отставного полковника ГРУ Владимира Квачкова, осужденного в феврале с.г. к 13 годам колонии строгого режима за подготовку вооруженного мятежа. Герой войны в Афганистане и бывший директор Института военно-технического образования Уральского федерального университета полковник Леонид Хабаров получил 4,5 года колонии общего режима. Столько же – предприниматель Виктор Кралин. Дворник женского Ново-Тихвинского монастыря Александр Ладейщиков был приговорен к двум годам лишения свободы условно.
Все трое были задержаны в конце июля 2011 года по обвинению в содействии террористической деятельности и незаконном хранении оружия и боеприпасов (ст. 205 ч.1 и ст. 222 УК РФ).
Леонид Хабаров и Виктор Кралин все это время провели в СИЗО № 1 Екатеринбурга. По версии ФСБ, они и Александр Ладейщиков были сторонниками Владимира Квачкова и входили в состав общественного движения «Народное ополчение имени Минина и Пожарского». Летом 2011 года силовики сообщали о найденных в ходе обысков оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах и экстремистской литературе.
По версии ФСБ, «квачковцы», как называют сегодня осужденных, готовили вооруженный переворот в рамках операции «Рассвет». Состояться он должен был в Екатеринбурге 2 августа 2011 года. Мятежники якобы планировали ликвидировать руководителей силовых ведомств Свердловской области, духовных лидеров, подорвать ЛЭП, захватить административные здания и транспортные развязки. Окопавшись в Екатеринбурге, мятежники планировали пойти на Москву.
Гособвинитель потребовал за подготовку к воплощениям этих планов 11 лет лишения свободы для Хабарова, для Виктора Кралина и Владислава Ладейщикова 7 и 6 лет соответственно. Приговор оглашался около трех часов. На вынесение приговора в зал суда пришли родственники подсудимых, их коллеги и сослуживцы, а также просто сторонники и друзья. В помещение, где выносили приговор, всех желающих не пустили. Для «сочувствующих» была организована видеотрансляция заседания в отдельном зале.
Суд не стал лишать Хабарова наград и званий, учел смягчающие обстоятельства и положительные характеристики (боевые заслуги, возраст, состояние здоровье и т.д.). При этом суд отметил, что Хабаров не являлся идейным вдохновителем мятежа и доказательств, что он совершал подготовку к нему, нет.
Адвокат Хабарова Владимир Кочетов с решением судьи не согласился. Он отметил, что из приговора следует, что организатором мятежа выступал Александр Ермаков, который был направлен на принудительное психиатрическое лечение: «Мы считаем, что приговор в большей части основан на свидетельствах, мыслях и высказываниях Ермакова, которые опосредованно переданы суду свидетелями обвинения. Сам Ермаков не мог быть допрошен в качестве свидетеля в силу заболевания. Какой-либо аудио- и видеофиксации встреч Ермакова и Хабарова в деле нет. Поэтому мы считаем, что прямых доказательств террористической деятельности в отношении Хабарова не имеется».
«Ему 65 лет, у него дважды травма позвоночника, практически здоровья нет, правая рука бездействует, – рассказали о главном герое суда Хабарове его сторонники. – После контузии почти не слышит. А теперь скажите – это жестокое наказание для него или нет? Никаким организатором военного переворота Хабаров не является и никогда не стремился к этому. Переворот с таким оружием не делается. Не надо быть военным, чтобы понять это». «Литературных слов не хватает, только идиоматические выражения, а их употреблять нельзя», – заявил один из знакомых Хабарова.
Дмитрий Хабаров, сын главного обвиняемого, заявил, что решение суда должно строиться на фактах, а не на ссылках на невменяемого человека: «Да, есть такое, как хранение боеприпасов – но эта коллекция боеприпасов. При этом часть коллекции не пригодна к стрельбе. Умысел использовать эту коллекцию для свержения строя – это в большей степени выдумка следователей».
«Владимир Квачков и его товарищи оказались жертвами провокации, устроенной сотрудниками спецслужб, – сказал «НГ» экс-депутат Госдумы полковник Виктор Алкснис. – Они в этот капкан угодили. Приговор, который вынесен Квачкову и его соратникам, не соответствует тяжести тех деяний, которые они совершили. Это просто показательная казнь. Чтобы напугать оппозицию и показать, кто в доме хозяин. Это укладывается в общее русло той политики, которую проводит сегодня государство в отношении оппозиции. Конечно, власть не готова к масштабным репрессиям 37-го года, потому что нет ни исполнителей, ни политической воли, ни возможности. Речь идет о показательном судилище, направленном против оппозиции. Сам факт того, что вооруженный мятеж планировалось осуществить с помощью арбалета, вызывает гомерический смех. Поэтому суд на Урале оценил всю парадоксальность ситуации и дал, по нынешним меркам, не такие уж и большие сроки».
«Такое впечатление – Вышинский еще жив, – прокомментировал «НГ» ситуацию секретарь Центрального совета партии «Справедливая Россия» Геннадий Гудков, в прошлом офицер ФСБ. – В подобных процессах принцип политической целесообразности является доминирующим. Просто бред собачий – давать 13 лет колонии не очень, скажем так, адекватному мужчине, офицеру – за какие-то бредовые измышления в отношении государственного переворота, который должны были совершить два человека, вооруженные арбалетами. К тому же все они пенсионеры. Три пенсионера решили сменить строй в России. Раньше был самый короткий анекдот – Колобок повесился, а теперь – три пенсионера решили силой свергнуть власть. У этих пенсионеров ни денег, ни боевых отрядов, ни оружия, ни времени «Ч». Во что мы превратили следствие и правосудие?»
Гособвинитель и получивший условный срок Ладейщиков с прессой общаться отказались. Приговор Хабарову и Кралину их защитники собираются обжаловать в Верховном суде России.
Екатеринбург