Фото Reuters
Вчера в ходе заседания правительства Санкт-Петербурга вице-губернатор Игорь Дивинский сообщил о мерах по охране порядка в печально известном Апраксином дворе. На рынке территорией в 14 га одновременно находятся 24 тыс. человек, из которых около 7 тыс. иностранных граждан. Там регулярно совершается большое количество административных нарушений. Правда, «тяжких и среднетяжких преступлений в 25 раз меньше», успокоил вице-губернатор. Но ситуация, по словам чиновника, стабилизируется: «Администрация Центрального района проводит мероприятия на территории Апраксина двора – усилены наряды полиции, подготовлены народные дружины из числа представителей диаспор».
Информация смутила горожан. В правительстве уверяют, что идея превращения Апраксина двора в центр культуры, ремесел и искусств пока не отвергнута, но с этой инициативой плохо гармонирует представление о мусульманских дружинах (вряд ли под «диаспорами» понимаются питерские поляки или литовцы). Есть и опасение, что с «Апрашки» опыт распространится на весь город – криминогенных точек с большими скоплениями гастарбайтеров в Петербурге множество.
По какому принципу подготовлены народные дружины, неясно. В городе существуют десятки национально-культурных автономий и землячеств, в которые входят представители народов РФ и бывших советских республик. Они находятся под эгидой Санкт-Петербургского дома национальностей, где никто не смог прокомментировать «НГ» заявление вице-губернатора, потому что «впервые об этом услышали только сейчас». Руководители зарегистрированных в Петербурге национальных объединений тоже в массе своей ничего не знают об этом почине. Не проводилось каких-либо совещаний или консультаций и в комиссии по законности и правопорядку Законодательного собрания Петербурга.
Полпред Ингушетии в Санкт-Петербурге Юнус Хаутиев сказал «НГ»: «В принципе идея неплохая. Ведь сотрудники органов правопорядка не всегда знают особенности и традиции мусульманских народов, а в городе много мусульман. Наши ингуши молятся в своей молельне на Васильевском, в Апраксин двор приходят, только если, скажем, опаздывают. Но ситуация нашумевшая, тема касается всех, в том числе и русских – покупателей или работников, которые могут оказаться в толпе во время экстремального события. При облаве, например, могут войти в молельню в обуви – это вызывает негатив. А достаточно провокации или просто одного сумасшедшего, чтобы завести толпу. «Своим же будут доверять, – говорит Хаутиев, – к ним прислушаются. Но это очень тонкая материя: лучше провести десять совещаний, все обсудить, а не делать дружины с бухты-барахты. Все должно быть обговорено между всеми диаспорами и землячествами, с участием имамов, различных движений и течений, причем обязательно с русской общественностью. Ведь мы живем в Петербурге, с мнением основного населения нужно считаться, если мы собираемся здесь жить. Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Не все представители общин столь толерантны к «предрассудкам» петербуржцев. Так, руководитель Культурного центра народов Кавказа Мансур Мансуров очень обрадовался, узнав от «НГ» о сообщении Дивинского, а на вопрос, не воспримут ли жители города мусульманские дружины на «Апрашке» как создание в самом центре города анклава, живущего по отдельному закону, ответил: «Дело хорошее, его нужно делать, свои всегда лучше разберутся. Не спрашивать же у каждого, что он думает».
Источники «НГ» в Смольном высказывают конспирологические версии о том, что тема национальных дружин «спущена с самых верхов из Москвы, никого спрашивать не будут». Кстати, неожиданным образом это совпадает с точкой зрения в оппозиционных кругах, где напоминают о привезенной из Узбекистана охране на стройплощадке несостоявшегося «Охта-центра» – эта охрана отличилась особой жестокостью при разгоне одной из несанкционированных акций градозащитников.
Санкт-Петербург