Гастарбайтеров в городе на Неве поселят в аварийных домах.
Фото РИА Новости
Жители Петербурга, в особенности его центральных районов, обеспокоены инициативой прокурора города Сергея Литвиненко. На последнем заседании Заксобрания он предложил передавать расселенные аварийные дома (их в городе свыше 700) работодателям, которые в качестве рабочей силы используют мигрантов. Свои предложения прокурор направил правительству города. По мнению Литвиненко, рост преступности с участием мигрантов связан с их полуподпольным положением, а для стимулирования легализации нужно создавать гастарбайтерам условия для жизни. Работодатели же могут провести в переданных им домах реконструкцию и пустить туда жить своих работников.
Идея не встретила понимания у депутатов. Спикер Заксобрания Вячеслав Макаров сказал, что аварийный дом на то и аварийный, что в нем жить нельзя. Такие дома подлежат сносу или ремонту.
Литвиненко не уточнил, какие требования будут к реконструкции и заселению – ведь не секрет, что многие фирмы набирают мигрантов в том числе ради экономии средств на зарплате и социалке. А даже минимальная реконструкция здания – это серьезные средства, и может возникнуть искушение их сэкономить (в том числе на безопасности кровель, лестниц и стен). Расселенные здания в основном расположены в центре города или рядом с центром. Если они станут общежитиями, то даже по нормам на одного жителя общаги приходится меньше площади, чем на жителя квартиры. «Для общежития норма шесть метров, для социального жилья – 18 метров, – сказал «НГ» директор бюро «Межевание городских территорий» Павел Никонов. – Эта скученность чревата нагрузкой на инфраструктуру, школы, поликлиники и в без того задыхающемся центре. Вообще в отношении расселенных домов в городе происходит странное. То губернатор предлагает их отдать под гаражи – но ведь нагрузка на конструкции при перепрофилировании под гараж только увеличивается, и это перепрофилирование обойдется дороже, чем должный ремонт дома. То идея с общежитиями. Восстановление зданий решит проблемы какого-то числа нуждающихся в жилье петербуржцев. А общежития, наверное, нужны, чтобы решить проблему какого-то числа гостей города. Помогут одним и ущемят других».
Активист Национально-демократической партии Андрей Кузнецов негативно настроен к самому подходу: «Передавать здания? А почему работодатели, которые завозят дешевую рабсилу и сбивают стоимость труда на рынке, еще должны и получать что-то на халяву? Тогда и я попрошу: дайте мне здание, я в нем бизнес открою, поселю своих работников, среди них тоже будут люди, которым нужно жилье. Власть постоянно говорит о проблеме миграции, но все ее шаги ни к чему не ведут. Если речь идет о сотнях домов, то приток мигрантов получается колоссальный. А легальный или нелегальный мигрант – сейчас не так важно. Все эти бумажки с печатями за копейки покупаются. Тем, кто использует этот дешевый труд, нужно бы установить пошлины, из них оплачивать расходы города на мигрантов – медицину, образование, охрану порядка, билеты на дорогу выдворенным. А лучше всего визовый режим, но это – федеральная компетенция»
Де-факто расселенные дома давно стали сквотами для приезжих из бывших советских республик. Тот же Литвиненко в прошлом году заявлял, что мигранты часто оккупируют расселенные дома, превращая их в настоящие анклавы гастарбайтеров. Прокуратура проводила проверки. Незаконно проживающие были обнаружены в доме № 128 на набережной Обводного канала, доме № 13 на Уткином проспекте, доме № 23 на Рижском проспекте, по ряду других адресов. Были возбуждены дела, велся поиск людей, которые незаконно вселяли гастарбайтеров и взимали с них мзду.
А пока власти приступили к реализации еще одной идеи помощи мигрантам. Для них строятся доходные дома (к 2018 году их должно быть не менее сотни). Один такой дом уже есть, жильцы там платят по 3 тыс. руб. в месяц. Сначала плата была 6 тыс. руб., но «целевая аудитория» не хотела там селиться, сочтя тариф слишком дорогим.
Санкт-Петербург