Тема захоронения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в Железногорске перешагнула границы Красноярского края. На 29 января с.г. зелеными Сибирского федерального округа анонсированы акции протеста «За чистый воздух в Сибири», которые должны пройти в Новосибирске, Новокузнецке, Междуреченске и Кемерове. Экологи будут протестовать против строительства завода по производству ферросиликомарганца в центре Новокузнецка и завоза в Красноярский край 22 500 тонн ОЯТ.
Всероссийский масштаб борьба экологов против превращения Красноярского края в свалку ядерных отходов получила после открытого обращения ряда экологических организаций страны к президенту Владимиру Путину, председателю Европарламента Мартину Шульцу, гендиректору МАГАТЭ Юкия Амано и губернатору Красноярского края Льву Кузнецову. В нем зеленые потребовали пересмотреть стратегию Росатома, в рамках которой на горно-химический комбинат в Железногорске уже несколько десятков лет происходит завоз ОЯТ.
«Мы считаем эту стратегию угрозой безопасности жизни и здоровью жителей Сибирского региона. Пойма Енисея, территория, прилегающая к горно-химическому комбинату, уже сейчас является наиболее радиационно-загрязненным регионом мира. А в случае перемещения ОЯТ на территории Сибири будет накоплено 25 миллиардов кюри радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РАО). Это 500 Чернобылей, – говорится в обращении экологов. – Мы рассматриваем договоренность между правительствами России и других стран о перемещении ОЯТ с согласия МАГАТЭ как безнравственную, нарушающую международный принцип равной экологической безопасности и дающий возможность удовлетворить сиюминутные финансовые интересы корпорации «Росатом» и российских чиновников».
Очередной всплеск интереса к этой теме вызван запуском в прошлом году процесса создания в Железногорске хранилища радиоактивных отходов. На первом этапе проекта – создании подземной исследовательской работы Росатом провел общественные слушания только с участием жителей ЗАТО, что вызвало серьезное недовольство у красноярских зеленых (см. «НГ» от 02.08.12). Но намеченные акции протеста у активистов экологического движения Красноярска энтузиазма не вызывают.
«Я скептически отношусь к таким методам борьбы. Толку от них немного, – заявил «НГ» депутат горсовета Красноярска Александр Глисков. – В крае в ходе борьбы против проекта ферросплавного завода создана достаточно эффективная система правовой защиты от опасных объектов, которая предусматривает обязательное проведение общественных слушаний по судьбе таких проектов. И некоторые предприятия идут навстречу общественности, например РУСАЛ, не побоявшийся в январе провести слушания по проекту строительства корпуса, работающего по технологии сухих анодов. Росатом настаивает на том, что судьба могильника – дело лишь железногорцев. Но мы постараемся доказать, что этот объект попадает в зону действия краевого закона об охране окружающей среды и красноярцы все-таки выскажут свое мнение по РАО».
Представители Росатома в официальном ответе, например, Гражданской ассамблее Красноярского края утверждают, что все процедуры проводятся строго в рамках российского законодательства и никаких поводов для беспокойства нет. По мнению наблюдателей, атомное ведомство недооценивает опасность экологических протестов. «Тема строительства хранилища РАО будет долгоиграющей в Красноярске и в Сибири, – прогнозирует политолог Андрей Копытов. – В полный рост Росатому придется столкнуться с негативной реакцией общественности уже на выборах в горсовет Красноярска. В силу ее болезненности для избирателей на ней постараются заработать дивиденды многие партии и кандидаты. Посоветовал бы сотрудникам госкорпорации поучиться у коллег из Европы, которые смогли выстроить в аналогичных ситуациях нормальные алгоритмы взаимоотношений с населением городов, где возводятся атомные объекты».
Красноярск