В ростовском митинге участвовали около 300 казаков.
Фото Алексея Сакунова
В субботу более 300 казаков провели в Ростове-на-Дону митинг, потребовав от федеральных и местных властей признать казаков отдельным этносом и исполнять закон «О реабилитации репрессированных народов». Требования донских казаков приехали поддержать представители Московского казачьего округа, а также Уральского и Терского казачьих войск.
Первоначально планировалось, что в акции, приуроченной к Дню памяти геноцида жертв казачества, примут участие до 1,5 тыс. человек. Однако прошедший снег сильно занес автострады, не позволив добраться в областной центр жителям многих донских городов и станиц. К примеру, автобусы с московскими казаками прибыли в Ростов только к окончанию митинга. К тому же вместо предлагаемой организаторами площадки в центре города власти отвели под митинг отдаленный парк имени Собино.
Как заявил один из инициаторов митинга атаман Зимовниковского юрта Павел Сериков, за годы геноцида из 5,8 млн. были убиты и сосланы около 4,8 млн. казаков, а многие из тех, кто остался в живых, покинули страну. «Мы дети и внуки тех, кто был убит, и имеем право именоваться народом, – подчеркнул Павел Сериков. – Но почему-то государство нам не позволяет пользоваться этим правом».
По словам выступающих, за 20 лет власти не выполнили ни одного пункта Закона «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казаков. Напротив, то, что происходит с казачьими региональными национально-культурными автономиями (НКА), с любыми попытками казаков заявить о себе как о казаках по национальности, иначе как продолжением политики расказачивания назвать трудно. При этом Минюст отказывает в регистрации региональной казачьей национально-культурной автономии, мотивируя это тем, что создание НКА не вписывается в государственную политику в отношении казачества и что такого народа, как казаки, не существует.
Еще одно требование было связано с отменой запретительной практики отделов ЗАГСа, препятствующих казакам указывать свою национальную принадлежность в свидетельствах о браке и рождении детей. По мнению митингующих, это грубо нарушает их конституционные права на свободный выбор своей национальной принадлежности и ущемляет их по национальному признаку.
Досталось от митингующих атаману реестрового Всевеликого Войска Донского Виктору Водолацкому за его «недальновидную политику», а также учредителям не так давно созданной Казачьей партии Российской Федерации, которые, по сути, создали политическое объединение по национальному признаку.
Была затронута и тема предстоящих выборов нового атамана Всевеликого Войска Донского, которые должны состояться на Большом кругу совета атаманов 9 февраля этого года. Сам Виктор Водолацкий, возглавляющий войско на протяжении 12 лет, не собирается выдвигать свою кандидатуру. Как предполагается, основная борьба развернется между его протеже Игорем Казарезовым, главой Департамента по делам казачества и кадетских корпусов Ростовской области, и атаманом Черкасского округа Иваном Капустиным. Пока что предпочтения казаков разделились примерно поровну.
По итогам митинга была принята резолюция, в которой его участники потребовали внести в перечень народов и этнических наименований РФ национальности «казак», утраченной в XIX веке при переводе казаков из народов в сословие. В качестве аргумента приводятся упомянутые в этом перечне наряду с осетинами их субэтносы – дигорцы и иронцы. Кроме того, казаки ссылаются на результаты Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 годов, по итогам которых казачество зафиксировано как отдельное этническое наименование.
Подписавшиеся под резолюцией также настаивают на том, чтобы в отношении казаков, которые в отличие от остальных репрессированных народов так и не были реабилитированы, исполнялся Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов». Как говорят митингующие, из 13 статей того закона, определившего казачество как исторически сложившуюся общность людей, были выполнены только две, предусматривающие политическую реабилитацию. Что касается статьи «территориальная реабилитация», предполагавшей возвращение исконно казачьих земель или возмещение ущерба, причиненного казачеству во время раскулачивания, то на нее изначально просто махнули рукой.
За два дня до акции свои требования о признании их народом казаки уже излагали в письме президенту России, в котором свои подписи поставили около 3 тыс. человек со всей страны.
Ростов-на-Дону