Неделю назад милиционеры разогнали «Снежную битву», посчитав игру в снежки грубым нарушением порядка.
Фото со страницы группы «Снежная битва 2013.1» в социальной сети ВКонтакте
Комитет по законодательству Заксобрания Северной столицы рассмотрел законопроект «О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге», внесенный губернатором Георгием Полтавченко. Законопроект будет рассмотрен 16 января, и, даже несмотря на ряд смягчений по сравнению с изначальным текстом, документ вызывает критику общественности. А вчера в Петербурге состоялись и разогнанная ранее городскими властями «Снежная битва» – игра в снежки, и санкционированный митинг против запрета на усыновление гражданами США российских сирот.
В прежнем варианте законопроекта политические акции под открытым небом запрещались практически везде, на всех площадях и крупных улицах города, за исключением глухих окраин и мест, находящихся далеко от людских глаз. Сейчас полное табу на проведение митингов наложено на Дворцовую и Исаакиевскую площади, а также на Невский проспект. Оппозиционеры отмечают, что историческая функция площадей – как раз быть местами для массовых сборищ. По мнению гражданского активиста Александра Скобова, Дворцовая площадь – идеальное место для массового волеизъявления: «Здесь толпы никому не мешают, без давки могут разместиться сотни тысяч человек, удобные подходы и подъезды. Говорят, что звукоусилительная аппаратура может негативно повлиять на архитектурные памятники. Но эта проблема технически решаема». Кстати, на Дворцовой постоянно проходят концерты и гулянья, сопровождаемые намного большим количеством децибел по сравнению с митинговой аппаратурой. «Есть чувство, что под запрет на митинги попадают места, обладающие символическим общественным смыслом», – говорит Скобов.
Согласно новому законопроекту, митинги и пикеты нельзя будет проводить ближе чем за 200 метров от госучреждений, около станций метро, вокзалов, объектов инфраструктуры. В Интернете гуляет карта города, на которой отмечены все запретные места, – даже во дворах, где проводятся сходы местного значения, во многих точках Петербурга публичные акции могут попасть под запрет. Заместитель председателя комитета по законности и правопорядку правительства Петербурга Иван Бурлаков полагает, что 200-метрового расстояния до госучреждений достаточно, «если группа граждан имеет намерение довести свою точку зрения». Но нередко, если есть место, пригодное для политических акций, по географическим признакам оно может попасть под другие ограничения, в частности, связанные с дорожным движением.
Губернатор Полтавченко предлагает сделать свободным для акций «гайд-парком» Марсово поле. Однако в преддверии нового статуса именно здесь 7 января была разогнана как «несанкционированная акция» игра в снежки «Снежная битва», которая ранее проходила не первый год. Организаторы «битвы» – два 17-летних молодых человека – были задержаны. А летом на том же Марсовом поле был разогнан бой на подушках. Напомним, исторически Марсово поле в Петербурге было местом как для военных парадов, так и для народных гуляний и забав, в том числе «снежных».
Закон не распространяется «на религиозные, культурно-массовые, спортивные и иные мероприятия, проводимые в связи с празднованием дней воинской славы и памятных дат России, нерабочих праздничных дней, установленных законодательством РФ, а также праздников и памятных дат». То есть крестный ход, Курбан-байрам или День десантника с толпами народа допускаются в неположенных для митингов и демонстраций местах, что вызывает вопрос: почему одним горожанам власти позволяют проводить акции, а другим нет?
Петербургские власти не разрешили запланированное на вчерашний день шествие по Невскому проспекту за роспуск Госдумы и против «закона Димы Яковлева». Вместо шествия активисты «Демократического Петербурга» решили провести на Невском серию одиночных пикетов. Вчера же на Марсовом поле прошла согласованная акция (по той же теме), собранная «Молодыми демократами» (группа бывших членов «Яблока»). По оценкам организаторов, участие в массовом пикете приняли 2,3 тыс. человек, по данным – до 1 тыс. активистов (именно столько было указано в заявке на проведение акции).
А на периферии города, в парке Есенина, горожанам накануне не разрешили играть в снежки, хотя заявка была подана в срок. Как сообщил активист неполитического движения «Красивый Петербург» (его цель – улучшение городской среды) Красимир Врански, чиновники «сослались на указ губернатора девятнадцатилетней давности, по которому спортивные мероприятия нужно согласовывать с комитетом по спорту. Юристы говорят, что это незаконно. Мол, нет такого вида спорта – игра в снежки. Однако «Снежная битва» вчера состоялась. Очевидно, активистам «Красивого Петербурга» удалось убедить полицию, что зимняя забава политической акцией или экстремизмом не является, – приехавший в парк автозак уехал через несколько минут после начала мероприятия, и молодежь с удовольствием сыграла в не разрешенные властями снежки.
Санкт-Петербург