0
2272
Газета Регионы России Интернет-версия

26.12.2012 00:00:00

Картель, которого не было

Тэги: фас, конкуренция, защита


Защита конкуренции – дело в исключительной степени благородное и важное. Время от времени на рынке, особенно поделенном несколькими крупными игроками, возникают сговоры, и задача государства – защитить потребителей от нечистых на руку компаний.

К сожалению, в действительности функции антимонопольного регулирования не всегда используются по прямому назначению. В иных ситуациях может возникнуть впечатление, что Федеральной антимонопольной службой движут какие-то совершенно иные мотивы. Например, в ситуации с производителями жидкой каустической соды, которых обвинили в заключении картельного соглашения. ФАС признает, что никаких доказательств появления на рынке картеля у нее нет, но тем не менее антимонопольщики считают, что картель есть! А уж производители каустика пусть думают, как доказать, что это не так.

Напомним, ФАС заподозрила 20 компаний химической промышленности в картельном сговоре на рынке жидкой каустической соды в декабре 2011 года. Как сообщал журнал «Эксперт» (см. номер от 19.03.12), по мнению антимонопольщиков, химики заключили незаконное антиконкурентное соглашение, которое привело или могло привести к установлению и поддержанию цен на оптовом рынке поставок жидкой каустической соды, к разделу товарного рынка по объему продажи товара, составу продавцов, покупателей и территориальному принципу, экономически и технологически необоснованным отказам в заключении договоров с покупателями жидкой каустической соды. «Это – классический картель на товарном рынке жидкой каустической соды, который действовал почти семь лет», – отметил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Александр Кинев, сообщается на сайте ФАС.

Однако на чем основана позиция антимонопольщиков? Если судить по ходу оспаривания решения ФАС в судах, можно сделать вывод, что лишь на допущениях, предположениях и анонимных письмах непонятного содержания. От кого были эти послания? Что за неизвестные лица отправляли их и с каких адресов – вопросы тоже не праздные. Но в любом случае повод был найден, и ведомство начало сбор материалов, объем которых со временем составил аж 400 томов. Это главным образом договоры на поставку, реквизиты отгрузки, рабочая переписка и т.д. Как можно предположить из такого массива бумаг, каустик все эти компании действительно производили и продавали. Вместе с тем во всех 400 томах, вероятно, так и не нашлось ничего, что ФАС смогла бы представить как хотя бы косвенное доказательство существования картеля.

Напрасно участники процесса пытались выяснить у антимонопольного органа, производители какого каустика все-таки якобы сговорились. Дело в том, что этот продукт имеет различные марки, степени чистоты, наконец, бывает сухим и жидким. Все эти особенности весьма существенно влияют и на цену, и на транспортные расходы, на состав производителей и потребителей. Как сотрудники ФАС хотели выявить сговор на рынке, границы которого не определены, даже не попытавшись установить, производители какого товара договаривались?

Зато ФАС представила собственный анализ рынка. Из этого стало ясно, что, во-первых, о существовании сговора в 2005–2011 годах антимонопольщики сделали вывод на основании документов за 2009–2010 годы. Во-вторых, не были учтены объективные экономические особенности рынка, в силу которых складывается цена на российский каустик. Были проигнорированы такие факторы, как более высокая энергоемкость российской технологии производства этого продукта по сравнению с европейской. И что когда во время кризиса в Европе дешевела электроэнергия, в России ничего подобного не происходило. В общем, с таким же успехом можно было обвинить яблоки в том, что они все падают с деревьев в силу сговора, а не по велению закона всемирного тяготения.

Но, видимо, разоблачать картель как-то надо было. Поэтому химиков постарались обвинить в том, что они якобы вынуждали потребителей покупать товар по высоким ценам. Напрасно компании пытались выяснить, какая цена в рыночных условиях может быть высокой, а какая – низкой.

Дошло до смешного: во время заседания суда представитель ЗАО «Ренова-оргсинтез» пояснял, что его компания в сговоре не участвовала. Это заявление представитель ФАС тут же интерпретировал как то, что представитель «Реновы» сам подтвердил участие его компании в сговоре. Аналогичным образом на суде «сознался» и представитель ООО «Сибменеджмент». Было похоже, что в зале разыгрывается плохой спектакль, напоминающий худшие примеры советского правосудия примерно 75-летней давности.

Выходит, что компании обвиняют в ни много ни мало уголовном преступлении на основании того, что не имеет правового значения и вообще никак не описано в законе. Доказательств нет, да и зачем? Авторам анонимных посланий ФАС, похоже, вполне готова поверить и на слово. И пускай производители, участвующие в картеле, на самом деле торгуют с разными покупателями, по разным ценам, переманивают друг у друга клиентов, из-за чего картель им попросту экономически невыгоден.

Похоже, что ФАС или другая подобная организация может таким образом создать себе удобный инструмент для давления на одни организации с целью лоббирования интересов других, без каких-либо доказательств обвиняя участников рынка в сговоре – со всеми вытекающими отсюда штрафами и уголовными делами.

Радует одно: суд «мощная» доказательная база ФАС пока не убедила – в части троих участников решение антимонопольного ведомства 19 декабря с.г. уже было отменено Арбитражным судом города Москвы. Остается надеяться, что здравый смысл возобладает и в следующих инстанциях нелепое и безосновательное решение будет отменено полностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2140
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1387
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1030
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1350

Другие новости