Этой зимой цены на бензин в Красноярском крае достигли исторического максимума. Некоторые АЗС продают литр АИ-92 уже за 27 руб. 90 коп. В декабре прошлого года литр этой популярной марки стоил 25 руб. 80 коп. По данным Росстата, регион в последние месяцы является одним из отечественных лидеров по темпам роста цен на автомобильное топливо. За Уралом цены на бензин сегодня выше только в северных регионах, но там и средняя зарплата в два раза выше красноярской. Краевые политики требуют от нефтяных компаний умерить аппетиты.
Напряжение в этом сегменте рынка возникло еще в конце лета. Владельцы АЗС тогда забили тревогу, предупреждая, что край стоит на пороге очередного топливного кризиса (см. «НГ» от 11.09.12). Дефицита бензина и солярки удалось избежать, однако практически еженедельные повышения цен на ГСМ стали нормой для сибиряков. Владельцы АЗС винят в этом аппетиты оптовиков, прежде всего «Роснефти», которая является главным поставщиком бензина в регионе. Хотя представители нефтяной компании вместе с красноярскими чиновниками и заправщиками недавно провели совещание по спорным вопросам, однако напряжение на автозаправках краевого центра оно не сняло.
Монополист начал раздражать не только автомобилистов. «При сравнении стоимости топлива в Красноярском крае и ряде сибирских городов никаких разумных оправданий по разнице этой цены мы найти не можем, – полагает спикер Заксобрания края Александр Усс. – Чтобы переломить ситуацию, нужны четкая позиция и политическая воля. На территории Красноярского края имеется один из крупных нефтеперерабатывающих заводов, наш регион является нефтяным, и около 400 миллиардов рублей, зарабатываемых в Красноярском крае, «Роснефть» платит в федеральный бюджет. И поэтому при надлежащей позиции исполнительной власти, я считаю, эту ситуацию можно и нужно поправлять».
Другие депутаты высказываются еще жестче. «Перманентное повышение цен на бензин ничем не обосновано, – заявил «НГ» депутат Владислав Зырянов. – В отличие от многих других сибирских регионов в краевой собственности находится предприятие «Красноярскнефтепродукт», обладающее разветвленной сетью АЗС. Мы даем налоговые преференции и другие льготы «Роснефти» по разработке Ванкорского месторождения, а в ответ госкомпания игнорирует интересы красноярцев. Думаю, что руководству края пора жестко ставить вопрос перед монополистами. Или о нас будут просто вытирать ноги».
Впрочем, исполнительная власть разводит руками, поскольку никаких рычагов влияния на этот рынок у нее нет. УФАС, хоть и последовательно борется со сговорами бензиновых королей, но по определению действует постфактум. По мнению наблюдателей, нынешние бензиновые рывки объясняются субъективными факторами. «На этом рынке бал правят монополисты, никакой реальной конкуренции нет, поэтому законы рынка здесь по определению не работают, – подчеркивает политолог Сергей Жабинский. – Как показывает практика, только сильная региональная власть может противостоять госкомпаниям. Это наглядно доказывает пример соседней Кемеровской области, где губернатор Аман Тулеев уже много лет умеет находить убедительные аргументы и для нефтяников, и для владельцев АЗС, позволяющие держать в регионе самый низкий уровень цен на ГСМ в Сибири. И красноярской власти не мешало бы перенять опыт кемеровчан».
Красноярск