В последние годы в России периодически возникают дискуссии о роли и месте госкорпораций в экономической жизни страны. Напомним, что еще 12 ноября 2009 года тогдашний президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».
В определенной степени тон нынешней дискуссии задала программная статья Владимира Путина «Нам нужна новая экономика», опубликованная в начале года в газете «Ведомости». Публикация касалась перспектив российских госкорпораций. Госкорпорация «Росатом», созданная по указу Путина в начале 2008 года, занимает особое место среди госкорпораций и государственных компаний.
Напомним, что государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (госкорпорация «Росатом») объединяет более 250 предприятий и научных организаций, в числе которых все гражданские компании атомной отрасли страны, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации и единственный в мире атомный ледокольный флот. «Росатом» является крупнейшей генерирующей компанией в России, которая обеспечивает более 40% электроэнергии в европейской части страны. «Росатом» занимает лидирующее положение на мировом рынке ядерных технологий, занимая первое место в мире по количеству одновременно сооружаемых АЭС; второе место в мире – по запасам урана и пятое место в мире – по объему его добычи; четвертое место в мире – по генерации атомной электроэнергии, обеспечивает 40% мирового рынка услуг по обогащению урана и 17% рынка ядерного топлива. Понятно, что произвести акционирование такого гиганта непросто, а еще более трудно отделить гражданскую часть от военной. А ведь от этого зависят интересы безопасности страны. Поэтому логичным выглядит недавнее утверждение премьера Дмитрия Медведева в интервью газете «Коммерсантъ», что «Росатом» в качестве госкорпорации сохранится очень надолго. Ведь, что касается российских атомщиков, всегда стоило бы помнить об их особой роли в экономической, военной и политической жизни страны.
В интервью газете «Коммерсантъ» Медведев подчеркнул, что «Росатом» является госкорпорацией особого рода, что это не просто коммерческая структура, а ее деятельность направлена не только на развитие бизнеса или решение социальной задачи. «Эта структура соединяет в себе и хозяйственные, и управленческие функции: там есть часть задач министерства, часть задач коммерческой компании. Такова специфика ядерной энергетики и ядерных технологий двойного назначения», – заявил премьер-министр.
«Достаточно сложно говорить об эффективности формы госкорпорации в целом, – пояснил Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов». – Дело в том, что и в мире, и в России есть совершенно разные примеры, показывающие то, насколько госкорпорации эффективны и насколько успешно они могут управлять вверенными им активами. Есть пример госкорпораций вроде ВЭБа и «Росатома», которые изначально были сориентированы на нескольких направлениях деятельности. И это тоже обусловило их успешность и эффективность. На их примере можно говорить, что они не менее эффективны, чем коммерческие компании, конкурирующие с ними. В случае с «Росатомом» я имею в виду зарубежных его конкурентов, а с ВЭБом – отечественных наших игроков. Неслучайно для «Росатома» выбрали в свое время именно такую форму управления. По-другому управлять им было бы довольно сложно. Эта госкорпорация одновременно должна выполнять и гособоронзаказ, и управлять гражданскими проектами. Поэтому выбор остановили именно на компании с высоким государственным участием. Если бы пошли по пути деконсолидации отрасли – ее разделения и выделения каких-то функций, например военных, в отдельную компанию с дальнейшей ее приватизацией, – то, как показывает пример многих других отраслей, это привело бы к общему снижению эффективности. Все-таки функции, сосредоточенные на одних и тех же предприятиях, как правило, неделимы. И в этом плане образование единой госкомпании было правильным решением. И в ближайшие годы изменять эту форму не стоит. Идти на приватизацию или изменение организационной формы стоит в том случае, если что-то идет не так на протяжении достаточно длительного времени. Так как «Росатом» показывает очень хорошие результаты сейчас и на протяжении последних нескольких лет, то отказываться от этого и пытаться что-то менять в плане формы было бы неправильно. У госкорпорации есть амбициозные планы по инвестициям и наращиванию своей доли к 2020 году, вполне возможно, что на каком-то этапе потребуется привлечение инвестиций, но это скорее всего будет происходить постепенно, и форм привлечения этих инвестиций может быть очень много – необязательно со сменой организационной формы».